Проблемы детей воспитывающихся в семьях без отца. Воспитание ребенка в неполной семье. Подводные камни одиночного материнства

Малый бизнес

Краткое содержание: Особенности воспитания ребенка в неполной семье. Развод и отношения между родителями и ребенком. Воспитание ребенка без отца. Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье.

По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста - каждый седьмой. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена "материнская" семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами. Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться? Об этом - данная статья.

У каждой неполной семьи - своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.

Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с предыдущими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые поведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего "ведущим", стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. Известно, что в неполных семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально привязаны друг к другу. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.

Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: "как бы не избаловать", "не отбился бы от рук", "вдруг проявится плохая наследственность". Тогда матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются - в особенности общаясь с сыновьями - играть роль "строгих отцов"… и обычно это не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская - это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к "сиротинушке", которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи. В результате здесь часто происходит перераспределение ролей по принципу "свято место пусто не бывает". Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как "замещать кого-то из членов семьи", "дружить в семейных союзах", "сохранять семейные секреты"… Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на процессы его полоролевой социализации.

Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя "без пары", выработка новых форм семейной жизни - сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей - это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. И наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, - что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели "культа самопожертвования", когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально "покидает" своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и - отчасти - матери.

Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком буквально с раннего возраста. Поэтому теперь его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем - якобы никудышном муже и отце. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка - трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек. И наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.

Как отмечает известный специалист, основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир, самое простое для матери - внушить ребенку, что отец "плохой". Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

Выдающийся педагог А. С. Макаренко как-то сказал, что воспитание единственного ребёнка в семье представляет собой исключительно трудную задачу. Но насколько же труднее становится эта задача, если не только ребёнок, но и родитель - один! Если воспитывает ребёнка мать, а отца у малыша нет. Действительно, есть множество «подводных камней» в таком воспитании, и их обязательно нужно знать, чтобы суметь «обойти», чтобы ваш ребёнок вырос полноценным человеком.

1.

Первое и, наверное, главное, что тут нужно сказать: одинокая женщина, женщина без мужа, часто начинает комплексовать. Мужчины и женщины и в этом смысле тоже очень разные: для мужчины одиночество – досадная, но, в общем, случайная неудача. Мужчина, если он успешен в своём деле, не очень страдает от одиночества.

Женщина – дело другое. Она считает, или скорее даже – подсознательно ощущает, т.н. «личные» неудачи – неудачи во взаимоотношениях с мужчинами или каким-то одним мужчиной – следствием своих недостатков, связывает их с самой своей личностью. Иногда даже начинает чувствовать себя ущербной.

Хотя мы все знаем, что это не так. Нет никаких объективных оснований так думать. Одиночество – увы, это обычное состояние современного человека. Очень часто оно – результат случайно сложившихся обстоятельств. Наконец, прожить свою жизнь достойно можно и без мужа.

Однако, это рациональные соображения, а они на женщин не очень действуют.

Так что же делать? Всё очень просто: вам поможет ваш малыш. Именно то, что его так трудно воспитать без отца, делает вашу задачу более ответственной и достойной. Если вы даже в таких сложных обстоятельствах добьётесь успеха, ваша заслуга будет неизмеримо выше. Наконец, воспитание ребёнка без отца требует больше сил, времени и творчества – и это хорошо: вам некогда будет думать о своих проблемах, подлинных или мнимых. И даже самое маленькое достижение в воспитании станет большой радостью. Так дети помогают нам, лечат наши души, сами о том не зная.

Но, конечно, чтобы успешно справиться со столь сложной задачей, стоит прежде всего кое в чём разобраться.

2.

Единственный ребёнок матери-одиночки, естественно, может быть и мальчиком, и девочкой. Воспитать девочку без отца тоже непросто, но неизмеримо сложнее женщине без мужа вырастить мальчика. Это, возможно, вообще самое сложное, что только может быть в воспитании.

Почему это так?

Дело в том, что мальчик становится Мужчиной, а девочка – Женщиной благодаря психологическому механизму идентификации со своим полом. Так он называется у специалистов. Просто мальчик видит в отце Идеального Мужчину и бессознательно старается быть на него во всём похожим. Если ему это удаётся – а удаётся почти всегда, т.к. дети – несравненные подражатели и копировщики – то он чувствует себя Настоящим Мужчиной, он уверен в себе в этом отношении, у него нет внутренних конфликтов. Он сам хочет вести себя по-мужски, даже если это нелегко; даже обижается, если ему не дают возможности рисковать и преодолевать трудности, быть самостоятельным

Разумеется, то же относится и к девочке, только она отождествляет себе с мамой. Но у неё-то мама есть. А у мальчика, растущего без отца, нет! Ему не с кем себя отождествить. Он как корабль, не знающий, куда ему плыть, – и нигде не горит ни один маяк.

Конечно, внутренний мир такого ребёнка очень неустойчив: прежде всего, малыш не уверен в том, что он сам такой, каким должен быть. Психологи и педагоги называют такой душевный недуг «комплексом неполноценности». Мальчику кажется, что с ним что-то не в порядке, а отсюда неуверенность во всём: в общении с людьми, в любом деле. Мальчики, которых воспитывают матери-одиночки, очень часто бывают робкими и застенчивыми.

Как же выйдет из положения такой малыш, если ему вовремя не помочь? Очень просто: он будет отождествлять себя с матерью. Потому что больше не с кем!

В результате получится женоподобный мужчина: он будет по-женски эмоционален и импульсивен, мало способен вести себя разумно и расчётливо, планировать свою жизнь далеко вперёд. У него могут быть и какие-то женские достоинства: например, чисто женская любовь к детям, душевная мягкость. Но это будет «женщина в теле мужчины»: физически – мужчина, а психологически и духовно – женщина.

Что ожидает такого человека во взрослой жизни, представить нетрудно. Прежде всего, у него будут большие проблемы при создании своей семьи. Ему будет трудно общаться с мужчинами, завести себе друга-мужчину. Он будет испытывать отвращение к мужским занятиям и профессиям.

Т.е. получится вариант Надежды Дуровой – только наоборот. Как вы, наварное, помните, кавалерист-девица Надежда Дурова, современница Пушкина, носила только мужское платье, служила в гусарах, именовалась «корнетом Александровым», курила трубку – словом, была женщиной только формально.

А у нас получится «формальный мужчина».

Но и это ещё не всё.

Мать и отец относятся к ребёнку, любят его – по-разному. Материнскую любовь принято называть безусловной, а отцовскую – обусловленной. «Безусловная» – значит «не зависящая ни от каких условий». Мать любит ребёнка какого угодно, при любых обстоятельствах и как бы он сам ни вёл себя. Она любит его, просто потому, что это её ребёнок. Очень удачно выразил суть такой любви В. Л. Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что».

Но мужчина любит своего сына не так! Он ждёт от малыша каких-то успехов, достижений, роста, преодоления трудностей - и от этого зависит его расположение к ребёнку.

Крохе – причём, любому (и мальчику, и девочке!) – нужна и та, и другая любовь. Безусловная любовь делает ребёнка эмоционально устойчивым, согревает его душу, как Солнце, даёт уверенность в том, что его всегда будут любить и защищать. А обусловленная любовь «вытягивает его вверх»: способствует росту и развитию.

К сожалению, женщины, воспитывающие единственного ребёнка, естественным образом часто склоняются к «ещё более безусловной», «ещё более материнской» любви – т.е. к гиперопеке. Но если сознательно поработать над собой в этом отношении, то можно этого избежать. Вам поможет ваш сын. Да, да! Когда вы увидите, как ему нравится быть Настоящим Мужчиной, заботиться о вас, это даст вам и силы, и уверенность в правильности выбранного пути.

Лишение как той, так и другой любви для малыша очень болезненно. Без материнской любви он не чувствует себя защищённым и согретым. А отсутствие отцовской любви вызывает чрезмерную привязанность к детству, нежелание взрослеть, нести ответственность и преодолевать трудности. И это касается и девочек, и мальчиков.

«Чрезмерно материнское» воспитание – это доказали многочисленные исследования – ведёт к инфантилизации детей и особенно мальчиков. Вырастая, такой мужчина в чём-то очень важном остаётся дитятей: он хвастается, пыжится, задирается, как в детском саду, но в то же время вести себя действительно по-мужски не умеет и даже не хочет.

Конечно, степень всех этих духовных и психологических отклонений может быть разной, но суть проблемы не изменится, если не приложить достаточно больших усилий, чтобы эти проблемы решить. Причём, тогда, когда ребёнок ещё совсем маленький.

Что же нужно делать?

3.

Во-первых, малышу нужно найти замещающий Идеал Мужчины. Это может быть даже какой-то литературный персонаж! Или известный актёр (спортсмен, писатель и т. д.). Или просто ваш хороший знакомый или родственник.

Неважно, как этот человек (если это реальный человек) относится к вам и вашему сыну и относится ли вообще как-то, знает ли вообще о вашем и его существовании. Идеал по природе своей высок и недоступен, это естественно. Просто нужно ребёнку постоянно рассказывать об этом человеке (или даже о многих людях, у которых есть что-то общее: они честные, смелые, сильные, заботливые и пр.), рассказывать с восхищением – и добиться, чтобы малыш тоже стал восхищаться этим Настоящим Мужчиной. Не бойтесь создать Кумира для ребёнка: такому малышу это не повредит, наоборот, ему как раз нужен Кумир, чтобы нормально развиваться.

Если вы добились своего, у малыша появился Идеал – внушайте крохе, что он сам тоже чем-то похож на этот Идеал, на своего Кумира.

Обратите внимание, надо не говорить ребёнку «Ты ДОЛЖЕН БЫТЬ похож на него», «старайся быть похожим» – ни в коем случае так говорить нельзя, потому что малыш это понимает так: «Раз я должен быть похож, значит я совсем не похож». Говорить с ребёнком следует так, будто он УЖЕ ПОХОЖ на Идеал – даже если это вовсе не так на самом деле. Причём, делать это достаточно регулярно и с полной уверенностью в своей правоте.

Ещё лучше, если вы сумеете найти вашему сыну друга-мужчину. Необязательно, чтобы они виделись часто. Не так важно, кто это: ваш брат, дальний родственник или формально чужой человек. Важно другое: он обязательно должен вашему малышу нравиться. Именно как мужчина! То есть быть в какой-то мере Образцом Мужественности. Он должен положительно относиться к вашему ребёнку: не обязательно с явной любовью и теплотой – здесь главное заинтересованность , неравнодушие этого человека к вашему сыну. Для малыша имеет значение именно это: его Идеал им интересуется, он для него что-то значит.

Второе, что совершенно необходимо: научитесь относиться к своему сыну как к Мужчине. Даже если он совсем ещё мал! Вы пришли с работы или из магазина, устали? Пусть он возьмёт у вас сумки. Да, ему очень тяжело: но он же мужчина! Пусть поможет вам расстегнуть молнию на сапогах – попросите его. Идёт дождь? – пусть он, если может, держит над вашей головой зонтик. Он промокнет, ручки заболят? Ничего! Зато он будет горд и счастлив, что ЗАБОТИТСЯ О МАМЕ.

И так каждый день ожидайте от сына, требуйте от него МУЖСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. Нет, вас не обделила судьба – у вас есть мужчина в доме: это ваш сын. Ничего, что ему сейчас только 3 или 4 года.

И третье: попытайтесь научиться совмещать и мужскую (по крайней мере, отчасти), и женскую позицию по отношению к сыну. То есть чисто материнская безусловная любовь должна сочетаться с достаточно большими (хотя и не завышенными) ожиданиями в отношении роста умений, знаний, самостоятельности вашего сына.

Конечно, полезны для мальчиков многие спортивные секции : восточные единоборства, хоккей, футбол, плавание – всё, что ему может понравиться.

4.

Ну а что же девочка, дочь матери-одиночки? В чём её проблемы?

Ей есть с кем себя отождествить. Вот почему до поры до времени кажется, что такая девочка развивается совершенно нормально. Проблемы обычно начинаются тогда, когда девочка становится девушкой, приходит возраст любви. Вот в любви-то она и ведёт себя неправильно.

Почему? Потому что у неё в детстве не было «любимого мужчины» – отца. Её не любил ещё ни один мужчина, и она не знает, что это такое. Поэтому, с одной стороны, она лишена опыта таких отношений, а с другой стороны, они её как раз исключительно привлекают – именно потому, что это что-то непонятное, неизведанное, неиспытанное – привлекают, как мотылька огонь лампы.

А между тем, мы все знаем, что т.н. эротическая любовь – очень рискованное дело. Здесь примерно равные шансы и счастье добыть, и сердце разбить. Увы, для таких девочек обычен второй вариант.

Девочка, выросшая в полной семье, притом, что отец её любил, войдя в «опасный и прекрасный» возраст, уже имеет опыт любовных отношений с мужчиной – и Идеал таких отношений. Идеалом, естественно, являются её отношения с отцом. Она знает, что тот мужчина, который её любит, должен вести себя по отношению к ней определённым образом – и ей уже не страшны никакие ловеласы, она почти не рискует допустить роковую ошибку, сделать неправильный выбор. Она не теряет головы от комплиментов, поцелуев и ласк: продолжает думать и оценивать, сравнивая поведение своего возлюбленного с Идеальным.

А девочке, которая выросла без отца, не с чем сравнивать. И она бросается в свою первую любовь, как в омут, часто с самыми печальными последствиями.

Спасение от этой опасности одно: ещё в детстве девочку обязательно должен полюбить какой-то мужчина. Дедушка, дядя, кто-то ещё. Важно, чтобы это был достойный человек и чтобы он действительно полюбил ребёнка. Такое возможно, хотя и очень непросто.

С девочкой, растущей без отца, особенно важно заранее обсудить, что такое любовь между мужчиной и женщиной, как правильно вести себя, чтобы вызвать любовь к себе и удержать её. При этом такая девочка может подсознательно бояться любви. Ей следует очень осторожно, деликатно внушать, что любовь – это замечательно, но в то же время ей предстоит многому научиться, чтобы любить и быть любимой.

Если девочка любит читать, у неё богатое воображение, «подсуньте» ей книги, где в доступной для ребёнка форме рассказывается об «идеальной» любви: например, «Рони - дочь разбойника» Астрид Линдгрен. Это книга, которую можно читать (если не всю: она большая – то фрагментами) ещё до школы, а потом перечитывать. Если книга по-настоящему понравится, девочка проживёт историю любви героев в своём воображении, и тогда ваша дочь уже будет иметь Образец отношений мужчины и женщины. И невольно сверять с ним всё то, что будет происходить с ней в реальной жизни.

Неплохо также, если у такой девочки появится друг-мальчик. Только это должен быть не «искусственный друг» (навязанный взрослыми), а настоящий: такой, с которым ей самой нравится общаться и играть. Такая дружба поможет ей понять особенности «мужской психологии» и научиться к ним применяться.

По-настоящему опасны только те «подводные камни и мели» воспитания, которых мы не замечаем. Стоит увидеть угрозу, и средства спасения почти всегда находятся!

Если вы воспитываете мальчика без отца:

  • Найдите для него Замещающий Идеал Мужчины: реального человека, литературного героя, известного актёра или спортсмена или своего родственника или знакомого.
  • Постарайтесь найти для сына мужчину-друга, который был бы для мальчика Образцом Мужественности, которому хотелось бы подражать.
  • Относитесь к своему сыну, даже если он совсем маленький, как к Мужчине: тому, кто может помочь, позаботиться, проявить инициативу и самостоятельность.
  • Сделайте всё возможное, чтобы малышу как можно раньше понравились мужские занятия и виды спорта, чтобы он рос здоровым и физически крепким.

Если вы воспитываете без отца девочку:

  • Попытайтесь найти такого мужчину: дедушку, дальнего родственника или даже формально чужого человека – который бы полюбил вашу дочь.
  • Помогите ей найти друга-мальчика, который бы ей нравился, с которым бы ей хотелось играть.
  • Читайте ей хорошие книги о любви, постарайтесь найти такую книгу, которую она полюбит и будет перечитывать.

Психологами доказано: мальчику важно присутствие мужчины. Остро нехватка папы ощущается подростком. Многие женщин не понимают, как воспитать ребенка без отца, особенно сына, оставшегося на попечении после развода. Матери допускают массу ошибок, отражающихся на характере повзрослевшего.

Действия мамы

Тяжело объяснить малышу, причины происходящего. Многие подростки воспринимают новость о разводе родителей болезненно, считают себя виноватыми, получают психологические травмы. Идеальное решение при разводе – разговор с ребенком. Необходимо разъяснить сложившуюся ситуацию. Желательно привлечь к душевной беседе отца.

Следует рассказать подростку о дальнейшем развитии событий. Обговорить нюансы: сообщить местожительство и возможность посещения отца. Убедить, что отец его не бросает. Родители любят – все осталось по-прежнему. Малыша необходимо оградить от страха, одиночества. В идеальном варианте разговор с детьми о предстоящем расторжении брака проводится до начала судебной тяжбы.

Общее научное мнение о ведущей роли родителей в воспитании малышей отсутствует. Часть психологов говорят, что основные навыки, модели поведения прививает воспитание матери. Характер закладывается до пятилетнего возраста. Обычно воспитанием чада такого возраста целиком или ведущим образом занимается мать. Но вопреки этому, после развода многие женщины сомневаются в способности воспитать сына без активного участия отца.

Остальные психологи утверждают, что воспитать сына настоящим мужчиной одна мать не может. Ее обязанность – найти достойного отца собственному малышу. В противном случае мальчик может вырасти несамостоятельным, зависимым, нерешительным.

Конечно, если женщина осталась одинокой с малышом на руках, идеальным вариантом будет регулярная помощь в воспитании отпрыска. Желательно, чтобы содействовал воспитанию бывший супруг. Многие утверждают, что только родной отец способен сильно и безусловно любить сына. Довольно спорное утверждение.

Современные мужчины в супруги берут женщин с детьми. Любят ее отпрысков так, что многим кровным отцам не снилось. Но есть мужчины, из общения с которыми малыш может почерпнуть исключительно отрицательные черты. В этом случае лучше воспитывать малыша одной.

Развод не отменяет обязательств перед кровинкой в материальном и психологическом эквиваленте.

  • Муж стремиться видеться с карапузом – пускай принимает участие в воспитании. Не ограничивайте его в желаниях.
  • Бывший муж не желает заниматься подростком, придется возложить ответственность целиком на женские плечи.

Мальчику необходим правильный прототип. Ориентируясь на него, малыш постепенно осознает, как должен себя вести мужчина. Первое осознание половых различий приходит рано: в возрасте одного года. Стать примером для подражания может муж, дедушка, отчим, крестный папа, дядя, муж близкой подруги, сосед.

После достижения малышом трехлетнего возраста, рекомендуется отдать его на какую-либо спортивную секцию. Этим мама получит одновременно нескольких положительных результатов.

  • Во-первых, у мальчика появится наставник мужчина – тренер.
  • Во-вторых, тренера дисциплинированные, мужественные. Глядя на него малыш, плавно начнет перенимать мужское поведение.

Тренер научит мужественно переносить мелкие травмы: сбитые коленки, ушибы. Маме же необходимо оставаться мягкой, волноваться о любой царапине, появившейся у сына. Если она относится к мальчику по-мужски, не проявляя слабостей, он навсегда уяснит, что женщины сильные, не нуждаются в поддержке. Отношения к ним в будущем сформируется соответственное.

В пятилетнем возрасте у мальчишек в характер закладывается отвага, целеустремленность. Необходимо одобрение его действий взрослым мужчиной. Так мальчик учится преодолевать препятствия, достигая цели. Удел женщины волноваться и смазывать коленки зеленкой. Мать не должна хвалить сына, что, упав с самоката и больно ударившись, он переборол болевые ощущения и поехал дальше. Похвала матери будет звучать неестественно, волнение выдаст неискренность. Ребенком ложь распознается и становится разрешающим сигналом к обманным действиям.

Мальчику необходимо мужское понимание около10 лет. Начинается период полового взросления. Появляется масса интимных недопониманий, которые сын постесняется выяснять у матери. В этот период закладывается отношение ребенка к женщинам. Мальчик может обвинить мать в разводе и отсутствии отца, сердится за излишнюю любовь и заботу, проявлять агрессию.

Бывший муж, продолжая общение с сыном, может провести беседы на «неудобные» темы. Обязан объяснить отпрыску, что виновников развода не существует.

Подростковый возраст и в полных семья не проходит гладко. Когда у женщины отсутствует муж, который объяснит и на собственном примере покажет поведение взрослого мужчины, то парень начинает «примерять» разные модели поведения. Часто подобное приводит к печальным последствиям.

Распространенные ошибки

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните на бесплатную горячую линию:

8 800 350-13-94 - Для регионов России

8 499 938-42-45 - Москва и Московская обл.

8 812 425-64-57 - Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

  1. Ошибка женщин – запрет свиданий отца с ребенком. После развода остается масса негативных эмоций, обид. Бывший муж становится врагом. Чтобы ему досадить, многие женщины запрещают общаться с сыном. Такие действия наносят отрицательный психологический отпечаток на характер малыша. Необходимо запереть плохие эмоции на семь замков и поощрять общение. Родители помогают сформироваться сознанию детей. Никогда нельзя унижать и оскорблять отца в глазах сына.
  2. Нельзя заменять отца. От мамы должно веять любовью, лаской, нежностью и женственностью. Сын необходимо показывать правильную модель поведения женщины/мужчины;
  3. Не считайте свою семью неполной или неполноценной. Такой настрой негативно сказывается на ребенке. Существуют семьи, где отсутствует муж и это положение практически не ощущается благодаря материнской заботе;
  4. Несмотря на маленький возраст, нельзя «сюсюкать». Излишняя мягкость может пойти во вред. Мальчик должен учиться самостоятельности. Он будущий мужчина, которому нужна не только нежность, но и твердость, решительность;
  5. Женщина не должна отказываться от личной жизни. Чем счастливее мать, тем комфортнее чувствует себя отпрыск. Часто второй супруг замечательно общается с приемным ребенком, что позволяет находить выход из конфликтных ситуаций.
  6. Не нужно все доделывать за сыном. Если у ребенка что-то не получается, не следует матери брать инициативу и доделывать. Лучше объяснить в мягкой форме, как правильно делать. Пусть учится доводить начатое до финиша. Требуется заручиться его поддержкой в бытовых хлопотах. Не нужно непосильных заданий. Застелить постель, убрать игрушки, помыть тарелку и ложку вполне уместные поручения;
  7. Не отталкивайте желание ребенка оказать помощь. Проявляет заботу – наслаждайтесь! Так он осознает, что становится защитником и опорой женщине;
  8. Не реализовывайте мечты на кровинке. Если хотели заниматься бальными танцами, не нужно воплощать мечту на сыне. У него собственные предпочтения, зачастую полностью отличающиеся от родительских;
  9. Опасно запрещать дружить со сверстниками. Нельзя игнорировать мнение ребенка. Если дружеские отношения, по мнению матери, повредят отпрыску, это станет ему жизненным уроком. Опыт запомнится на всю жизнь.

Отец ребенка умер

Если семейному счастью помешала смерть (муж умер), нужно учитывать психологическое состояние матери. После трагедии, женщина не сможет быстро возобновить психологическое равновесие и как по волшебству вести себя с сыном правильно. Когда мать соберется с силами, то должна сказать ребенку правду. Обман запомнится надолго. Ложь может обернуться утратой драгоценного доверия.

Следует рассказывать сыну о храбрости, доброте, мужественности папы. Отец идеальная модель для подражания несеимьясмотря на смерть.

Необходимо хвалить сына за любой положительный опыт. Похвала поможет понять правильность действий. Примеры для подражания находятся повсюду. Воспользуйтесь сказками, фильмами, песнями об отважных рыцарях, вежливых джентльменах, сильных героях, защищающих слабых. Гуляя по улице, нелишне обращать внимание на мужчин, совершающих какой-нибудь благородный поступок: спасение котенка, помощь бабушке, которая самостоятельно не может перейти проезжую часть, уступил в транспорте место женщине.

Необходимо проявлять уважение к мнению сына, советоваться, как со взрослым. Давать хотя бы мнимую свободу действиям: позволять выбирать из предоставленных матерью двух-трех вариантов. На пользу пойдет совместное изучение чего-либо: марок машин, планет солнечной системы. Занятие должно заинтересовать отпрыска.

Совместное времяпрепровождение даст возможность ребенку осознать, что его любят, уважают, ценят. Выполнение домашних хлопот придаст семье целостность и даст возможность насладиться общением.

Семья – это не только супруга, муж и дети, проживающие совместно. Семья – это преданность, взаимопонимание и выручка. Воспитать мальчика образцом для подражания можно и без отца. Главное, верить в сына и безусловно принимать и понимать.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Матерей-одиночек с каждым годом становится все больше. Воспитывать ребенка без отца сложно, но нет ничего невозможного. Становясь одинокой мамой, женщина осознает, что вся ответственность возлагается именно на нее. Рассмотрим типичные ошибки и трудности матерей-одиночек, а также советы, которые помогут женщинам в воспитании детей без отца.

Воспитание ребенка без отца: трудности, ошибки, последствия

Специалисты рекомендуют внимательно относиться к воспитанию детей, лишенных общения с отцом. Как правило, воспитывать мальчика, не имя рядом мужчины, намного сложнее, нежели девочку. Однако трудности могут возникнуть в любом случае.

Если все свое внимание сосредоточить на ребенке, забыв про себя, то можно вырастить эгоистичную и требовательную личность, поэтому следует внести некий баланс. Малыш не должен чувствовать себя одиноким, но и чрезмерная забота ему ни к чему.

Основная сложность в том, что одинокой маме предстоит заменить ребенку и второго родителя – папу, а это означает двойную нагрузку. В данной ситуации очень поможет, если у мамы есть брат, отец, друг или другие достойные знакомые представители мужского пола, которые не только смогут объяснить ребенку «чисто мужские» моменты, но и станут неким примером.

Психологи выделяют следующие основные проблемы воспитания ребенка без отца :

  • гиперзабота , то есть, чрезмерное опека чада, не позволяющая ему обрести самостоятельность;
  • недостаток заботы , вызванный нехваткой времени из-за большого количества обязанностей;
  • комплексы , развивающиеся у матери из-за ее одиночества и невозможности обеспечения ребенку полной семьи;
  • формирование у ребенка комплекса неполноценности и ощущения собственной ненужности;
  • излишняя строгость матери , связанная с повышенными нагрузками и, как следствием, стрессами;
  • отсутствие у мальчиков примера для подражания, а у девочек – образа любящего мужчины;
  • отсутствие стремления к достижениям , которые, как правило, формируются под воздействием отца;
  • искаженное представления о семье ;
  • мальчики не имеют представления об отцовских обязанностях , в будущем это отражается на их семейной жизни;
  • дети привыкают к тому, что семья – это он (она) и мама, поэтому мужчина, появляющийся в жизни женщины, вызывает негатив и агрессию.

Не следует рассказывать малышу небылицы, когда начнутся вопросы относительно того, где его или ее папа. Рано или поздно ребенок узнает правду, и лучше изначально преподнести ему историю, близкую к действительности и доступную для понимания. Негатив относительно отца внушать тоже не нужно, поскольку это может вызвать агрессию, особенно, если растет дочь. С годами свою ненависть к папе она может подсознательно изливать на всех мужчин, ожидая от них подлости, предательства, что может существенно усложнить ее личную жизнь.

Педагог Семенова О.А.:

Несмотря на драму одиночества, часто справедливые претензии и ясно осознанное желание оставаться в стороне от него или несмотря на более или менее полное безразличие к нему, мать должна приложить усилия к тому, чтобы у ребенка сложился и сохранился вполне приемлемый образ отца. Создавая же и поддерживая в нем непримиримую ненависть к отсутствующему отцу, мать может оказаться в затруднительном положении. Аналогичную ситуацию порождает и полное молчание вокруг отца, отсутствие каких-либо упоминаний о нем. Ведь желание найти отца может возникнуть у ребенка очень рано и преследовать его на протяжении всей жизни, особенно если вопросы, которые он по-разному задает себе на каждом этапе своего развития, останутся без ответа.

Если в ответах на свои вопросы ребенок почувствует ненависть к отцу или подавленность матери, у него может возникнуть и укрепиться, преломляясь сквозь призму личности воображаемого отца, отвращение или боязнь мужчин вообще. В глазах ребенка и его собственная ценность может снизиться; он может также опасаться плохой наследственности.

В результате у ребенка может сложиться неверное представление о взаимоотношениях мужчины и женщины, что скажется впоследствии в эмоциональной и сексуальной сфере юноши и девушки. Следовательно, мать должна (насколько это возможно) сохранять приемлемый образ отца ребенка. Разумеется, не следует скрывать от ребенка существующие трудности и приукрашивать реальность, но надо преподносить их ему таким образом, чтобы он не чувствовал себя ответственным за них и они не затрудняли бы его жизнь и отношения с другими людьми. Иначе говоря, ребенок имеет право знать, что его отец не был безукоризненным, но сам он тут ни при чем; это не должно мешать в его повседневной жизни и влиять на его будущее.

Педагог-психолог, нейропсихолог, семейный консультант Т. Егорова:

Если отца нет - как быть? Не паниковать. Вот пример из истории. В годы войны миллионы отцов ушли на фронт, кто-то погиб в первые минуты боя, кто-то пропал без вести, а кто-то пришел домой полным инвалидом. Дети без отцов росли, учась на образах героев, ушедших на фронт. Это помогало матерям и бабушкам воспитать отзывчивых и настоящих мужчин. Т.е. вырастить ребенка без отца - хоть и трудно, но реально, особенно, когда есть положительный Образ любящего отца. Если его нет, его нужно создать (можно еще поискать среди др. родственников). Это будет примером.

Далее предпринимаем конкретные шаги. Во всех них вам нужно будет учиться работать с самой собой в первую очередь. Вы - прекрасная женщина и мама, хранительница семейного очага, а не измученная, усталая женщина, которая в каждом дне видит одни разочарования. Для начала создайте мысленно этот Образ, на который будете ориентироваться сами для себя - это будет визуальное программирование сознания и он вам придаст силы.

Вырастить девочку без отца намного проще, хотя бы потому, что всем женским секретам ее научит мама.

К сожалению, иногда некоторые матери заранее начинает беспокоиться о личной жизни ребенка, не желая ей повторения своей судьбы. Одни поощряют косметику и встречи с мальчиками, другие наоборот, всячески пытаются сделать из дочери незаметное существо. И то, и другое – способы защиты, но оба они не являются правильными.

Советы специалистов:

  • Девочка ни в коем случае не должна чувствовать себя хуже других . С ней необходимо общаться, обсуждать проблемы. Дочка должна знать, что хоть папы и нет рядом, зато мама всегда ее защитит, будет на ее стороне.
  • Девочки отождествляют себя с мамой, поэтому женщине предстоит стать примером для подражания. Никаких слез, жалоб при ребенке быть не должно. Дочь должна видеть маму оптимистичной и бодрой, добивающейся всего самой.
  • Проблемы могут появиться в подростковом возрасте. Дело в том, что девочки, лишенные отцовской любви, часто связывают свою жизнь с недостойными мужчинами. Они радуются вниманию любого представителя мужского пола. Комплексы, возникшие из-за того, что отец ее не любит, настигают девочку и могут создать множество проблем. Поэтому важно, чтобы в ее жизни еще с раннего детства был мужчина, который действительно любил ее . Пусть это будет дядя, старший брат, дедушка или кто-то другой, достойный.
  • Очень важно, чтобы у дочери была адекватная самооценка. Это убережет ее в будущем от нежелательных контактов.

Консультант-психолог А.А. Ершова:

Мама, воспитывая ребенка одна, может сформировать полноценную гармоничную личность, создать все условия для комплексного развития ребенка, не забывая и об обучении навыкам эффективного социального взаимодействия.

Прежде всего, мама, принявшая решение, по каким-либо причинам, растить ребенка без отца, должна настроиться на то, что будет нелегко поднимать ребенка на ноги одной. И, несмотря на это, постараться, хотя это может быть очень трудно, перестать негативно относиться к мужчинам, простить отца ребенка за то, что он не смог быть рядом. Очень важно почувствовать, что, как бы ни поступил с вами отец ребенка, это не означает, что «все мужчины такие». Все мы совершаем ошибки из-за своих страхов и ограничений. Прощение обидчика принесет гармонию вам самим и поможет простить в том числе и себя за свои ошибки, и ребенка за ошибки, которые он может в будущем совершить.

Осознание своей обиды и прощение поможет исключить возможные слова ребенку о том, что его отец был негодяем, плохим человеком. Поверьте, рисуя негативный образ родителя, вы только больше будете разрушать хрупкое неустойчивое представление об отце и формировать негативный пример для идентификации. Ведь все равно как бы вы не старались, вы не сможете заменить ребенку отца. «Мама может, мама может быть кем угодно, только папой, только папой не может быть»,- поется в бесхитростной детской песенке, и дети тоже очень хорошо понимают это.

Как писал Э. Фромм, мать — пример, демонстрирующий ребенку безусловную любовь и принятие, а взаимоотношения ребенка с отцом строятся совсем по-другому. Отец для ребенка представляет собой мир закона и порядка, дисциплины, условной любви. Именно отец учит ребенка и показывает ему дорогу в мир. Любовь отца требует выполнения определенных условий. Его принцип: «Я люблю тебя, потому, что ты оправдал мои ожидания, что ты выполняешь свой долг, что ты похож на меня». При этом отцовскую любовь надо заслужить. Функция отца — учить и направлять ребенка, помогая справляться с возникающими проблемами.

И помня о том, что ребенку необходим пример для подражания, объект для идентификации, постарайтесь обеспечить ему образец мужского поведения, общение с дедушкой, дядей, другом семьи. Это взаимодействие важно не только для мальчиков, но и для девочек.

Как правильно воспитать сына без отца: мнения специалистов

Сына одинокой матери растить намного сложнее. Некоторые чисто мужские занятия (рыбалка, игра в футбол, походы) далеки от женщин. При желании, конечно, с этим можно справиться, но лучше, если рядом будет пусть не отец, но другой мужчина, который сможет подать пример.

  • Мальчику важно чувствовать свою значимость и силу. Не стоит переживать от отсутствия мужа – ведь есть сын, который, хоть и маленький, но на уровне подсознания уже готов защищать и поддерживать свою маму. В подобных проявлениях ребенка нужно всячески поддерживать. Он должен понимать, как матери приятно его внимание, как он ей помогает.
  • Излишняя опека может иметь крайне нежелательный результат – формирование личности женоподобного мужчины. Если в детстве это еще не сильно бросается в глаза, то во взрослой жизни чревато многими проблемами, в том числе, с социализацией и личной жизнью.
  • Нужно поощрять желание сына заниматься спортом и , мастерить поделки, заниматься физическим трудом.
  • Ребенку полезно общаться с взрослыми мужчинами, особенно в период переходного возраста.
  • У мальчика должен быть пример для подражания. Если подходящих мужчин нет в окружении, можно найти для ребенка литературного персонажа, который станет для него примером для подражания. Здесь очень важно выделить положительные черты героя, какой он умный, сильный, отважный и т.п., и проводить аналогию с ребенком, говоря, как он похож на кумира. Это сможет отчасти заменить наглядный пример. Наш список поможет найти нужное произведение.
  • Не стоит ограничивать общение ребенка, особенно, если с ним захочет наладить контакт отец.
  • Нельзя навязывать сыну свои взгляды на жизнь и восприятие мира, нужно приучать его к самостоятельности, способствовать развитию личности.
  • Не следует слишком сурово общаться с ребенком, но и не нужно сюсюкать, искажая слова.

Таким образом, воспитать ребенка без отца не так уж и просто, но при желании это вполне осуществимо. Главное – не уходить в депрессию, не искать в себе недостатки, а постараться воспитать малыша достойным членом общества, готовым к взрослой жизни. Отсутствие мужчины не должно портить дальнейшую жизнь ребенка.