I. Общие положения
1. Экспедитор относится к категории технических исполнителей.
2. На должность экспедитора назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.
3. Назначение на должность экспедитора и освобождение от нее производится приказом
4. Экспедитор должен знать:
4.1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся работы экспедиции на предприятии.
4.2. Основы организации делопроизводства на предприятии.
4.3. Приемы и методы обработки корреспонденции.
4.4. Схемы документооборота.
4.5. Адреса постоянных корреспондентов.
4.6. Правила работы на машинах, обрабатывающих корреспонденцию.
7. На время отсутствия экспедитора (болезнь, отпуск, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором предприятия. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Экспедитор:
1. Принимает и обрабатывает входящую и исходящую корреспонденцию (индексирует, сортирует, ведет запись в реестровых книгах и описях), проверяет правильность ее оформления.
2. Вскрывает конверты (пакеты), проверяет наличие вложений и направляет корреспонденцию адресатам.
3. В случае отсутствия или порчи вложений сообщает об этом заведующему канцелярией.
4. Законвертовывает, адресует и маркирует отправляемую корреспонденцию.
5. Обеспечивает сохранность документов, проходящих через экспедицию.
6. Следит за техническим состоянием оборудования и машин, находящихся в эксплуатации, своевременно сообщает об их неисправности.
8. Обеспечивает доставку обработанной и подготовленной к отправке исходящей корреспонденции в соответствующее почтовое отделение или в другие организации.
9. Осуществляет пересылку по принадлежности ошибочно доставленной корреспонденции.
10. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
4. Запрашивать лично или по поручению своего непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Экспедитор несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Только на первый взгляд кажется простой задачей. В сущности, та её часть, которая заключается в собственно перевозке товара к месту назначения, действительно структурно проста. Но, помимо этого, существует и логистическая составляющая, охватывающая целый комплекс различных задач, которые могут и не иметь ничего общего с перевозкой, но без которых процесс доставки груза был бы невозможен или крайне затруднён. Решением этих задач занимаются экспедиторы – полноправные участники транспортной цепочки.
В чем суть работы экспедитора.В переводе с латинского слово «expedire» означает «сопровождение», что достаточно точно и ёмко обозначает сущность этой профессии. Ну, а если выражаться деловым языком, то экспедитором можно назвать юридическое лицо, осуществляющее за определённое вознаграждение контроль за и выполнение всех задач, связанных с этим процессом, включая экспедирование, страхование груза, его хранение или перевалку. Заказчиком работ может выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель.
Не следует смешивать понятия «грузоперевозчик» и «экспедитор» – экспедиторская компания в большинстве случаев не имеет собственного парка транспортных средств и для выполнения транспортировочных операций арендует подвижный состав у компаний, специализирующихся на грузоперевозках. В принципе, если сравнивать экспедиторскую фирму с транспортной, то одно из основных отличий будет заключаться в мере ответственности. Перевозчик отвечает только за доставку груза в пределах своего участка маршрута, экспедитор же несёт ответственность за доставку партии товара в соответствии с принципом «от двери до двери», то есть на всех этапах перемещения груза.
Формирование логистической цепочки – достаточно сложная задача: неслучайно в прикладной математике существует соответствующая дисциплина, занимающаяся разработкой оптимальных маршрутов. Экспедитору в этом плане сложнее, поскольку оптимальность в данном случае предполагает не только уменьшение общего километража, что само по себе важно, но и учёт факторов, влияющих на безопасность маршрута, создание комфортных условий для водителя, уменьшения простоев в пути и т.д. Кроме того, именно на плечи экспедитора ложится выбор оптимальных технологий и . Он отвечает и за максимальную загрузку транспортного средства, в его обязанности входит и множество других задач.
В настоящее время, согласно отчётам независимых исследовательских компаний, в сфере международных перевозок экспедиторские компании контролируют примерно 75-80% рынка. Крупная экспедиторская компания имеет возможность оптимизировать грузовые перевозки, исключая такие негативные моменты, как большие скопления грузов в крупных транспортных узлах, снижение стоимости грузоперевозок за счёт перераспределения транспортных потоков между разными видами транспорта, учёт сезонных особенностей, влияющих на тарифную составляющую.
Поскольку в последнее время всё большее значение приобретают мультимодальные грузоперевозки, предполагающие применение различного транспорта, то на первый план выходят задачи, связанные с перевалкой товаров и их растаможиванием. Все они также выполняются экспедиторской компанией, которая должна соблюдать установленные в договоре сроки и уметь ориентироваться во временных особенностях перемещения груза разными видами транспорта. Часть обязанностей профессии указана в должностной инструкции (ДИ) экспедитора по перевозке (транспортировке) грузов, но следует учесть, что данный документ не имеет утверждённой формы, а в сети представлена типовая инструкция, в которую могут вноситься изменения и дополнения.
Как указано в ДИ, экспедитор грузоперевозок должен обладать начальным профессиональным/средним образованием с прохождением специальной подготовки по данной профессии, при этом требования к наличию стажа работы не предъявляются. Если обратиться к Справочнику профессий (раздел квалификационных характеристик), то транспортный экспедитор доложен иметь базовое (среднее профессиональное/неполное высшее) образование по специальности «логистика» или «транспортное хозяйство». Профессия предполагает знание делопроизводства на базовом уровне, обладание навыками обработки корреспонденции независимо от способов её получения. Экспедитору нужно знать и помнить адреса постоянных корреспондентов, в его обязанности входит изучение структуры экспедиторского предприятия.
Однако на практике работодатели руководствуются отнюдь не наличием диплома, а конкретными навыками соискателя, касающимися знания конкретного города, опыта вождения, способности планировать следования перевозимого товара, умения в сфере техобслуживания транспортных средств. Если выражаться более доступными терминами, экспедитора можно назвать штурманом, который сидит в машине справа от водителя, выполняя сугубо штурманские обязанности, связанные с сопровождением товара и составлением оптимального пути движения. Однако наличие солидного водительского стажа становится в последнее время значительным преимуществом – экспедитор, который может в случае необходимости быть водителем, ценится гораздо больше.
Что же касается международных перевозок, здесь квалификационные требования намного выше – без образования соответствующего направления и подготовки на уровне бакалавра не обойтись. Экспедитор международного уровня обязан изучить основы таможенного права, знать основные положения страховой деятельности, обладать профессиональными навыками работы с документами, знать и уметь применять на практике основы транспортной логистики. Впрочем, обладание логистическими навыками будет нелишним и в случае работы на внутренних маршрутах, хотя крупные экспедиторские компании обычно имеют в штате специалистов по логистике. Соответствующее образование можно получить как в высших учебных заведениях, специализирующихся на транспорте, так и посредством посещения учебных программ, тренингов и семинаров, на которых рассматриваются вопросы, имеющие отношение к логистической тематике.
Обучаясь на стационаре, будущие экспедиторы изучают правоведение на базовом уровне, основы законодательства РФ (гражданского, транспортного, трудового), но особое внимание уделяется изучению правил и норм, касающихся собственно грузоперевозок, госрегулированию хозяйственной деятельности на автотранспорте, способов и методов организации грузоперевозок. Много внимания уделяется ознакомлению с транспортной системой крупных мегаполисов.
Посещение семинаров позволяет быть в курсе последних новшеств в сфере экспедирования, заводить нужные для работы связи, получать практические навыки по организации трудовой деятельности, связанной с экспедированием грузов.
Экспедитор по грузоперевозкам – должность, относящаяся к категории работников сферы технических исполнителей. Приём на работу в экспедиторскую компанию осуществляется по приказу руководителя, он же имеет право уволить работника. Экспедитор в своей повседневной деятельности руководствуется следующими документами:
Экспедитор по грузоперевозкам должен профессионально ориентироваться в следующих вопросах:
Экспедитор должен:
Обязанности транспортного экспедитора в случае отсутствия штатного работника возлагаются на заместителя, назначаемого администрацией экспедиторской компании. Именно на него возлагается ответственность за неисполнение штатных обязанностей транспортного экспедитора, включая ответственность за просрочку доставки груза, его порчу или хищение.
Согласно утверждённой в экспедиторской компании ДИ, в обязанности транспортного экспедитора входит выполнение следующих функций:
Кроме того, понятие экспедирования предполагает участие представителей экспедиторской компании в оформлении всех документов, требуемых для обеспечения организации грузоперевозок, включая складскую, таможенную/налоговую, страховую, транспортную документацию, а также документы, требуемые при перегрузке, перевозке, перевалке, проведении погрузочно-разгрузочных мероприятий.
Поскольку основная задача экспедитора – своевременная доставка товара без потерь к месту назначения, определённому в соответствии с установленным маршрутом, в круг штатных обязанностей данной профессии могут входить и другие услуги, предоставляемые нанимателю:
Оказание консультативных услуг предполагает оказание помощи заказчикам в решении таких стратегически важных вопросов, как минимизация таможенных и налоговых платежей, сокращение других околотранспортных издержек
Кроме обязанностей, у экспедитора по грузоперевозкам имеется и весомый пакет прав, включающий следующие возможности:
Являясь ответственным лицом в рамках своей компетенции, экспедитор несёт ответственность:
Контроль и оценку работу транспортного экспедитора выполняет непосредственный руководитель работника (в случае его отсутствия – уполномоченное администрацией экспедиторской компании должностное лицо).
УТВЕРЖДАЮ:
______________ «____»___________ 200_г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Экспедитора
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность экспедитора.
1.2. Экспедитор назначается на должность и освобождается от нее коммерческим директором по представлению менеджера по логистике.
1.3. Экспедитор подчиняется непосредственно менеджеру по логистике.
1.4. На должность экспедитора может быть назначен сотрудник:
с полным средним образованием,
имеющий опыт работы в качестве экспедитора от 1 года,
1.5. В задачи экспедитора входит — приемка по количеству и качеству груза, перевозка и сопровождение к месту назначения.
1.6. Экспедитор в своей работе руководствуется распоряжениями менеджера по логистике, нормативными актами и настоящей должностной инструкцией.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.
Экспедитор:
2.1. Контролирует санитарное состояние транспорта, предназначенного для перевозки грузов.
2.2. Осуществляет погрузочно-разгрузочные работы, размещает и укладывает грузы в транспортное средство.
2.3. Осуществляет прием грузов со склада по количеству в соответствии с сопроводительными документами качеству и срокам годности.
2.4. Проверяет целостность упаковки перевозимых грузов.
2.5. Сопровождает грузы к месту назначения и контролирует необходимый режим хранения и сохранности их при транспортировке.
2.6. Осуществляет сдачу доставленного груза.
2.7. Участвует, при необходимости, в составлении актов на недостачу, порчу и других документов.
Экспедитор имеет право:
3.1. Требовать от руководства создания нормальных условий, для выполнения служебных обязанностей, обеспечения средствами связи.
3.2. Подавать предложения по совершенствованию своей работы.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
4.1. Экспедитор несет ответственность за:
— сохранность вверенных ему материальных ценностей;;
— ненадлежащее выполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией;
— правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;
— причинение материального ущерба предприятию в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством;
— невыполнение приказов, распоряжений и поручений менеджера по логистике;
— некорректное поведение в отношении сотрудников компании и сторонних лиц;
— нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности.
5. РЕЖИМ РАБОТЫ.
5.1. Режим работы экспедитора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
5.2. В связи с производственной необходимостью, экспедитор направляется в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
5.3. В связи с производственной необходимостью экспедитор может привлекаться к работе за пределами нормативной продолжительности дня.
Алексей Комиссаров, директор по развитию DVIGA, рассказывает о том, что такое HR-бренд, как поставить адаптацию новых сотрудников на поток и поддерживать лояльность «старых». Всё на своём примере. Любая, даже самая совершенная, система живёт благодаря людям. И в...
Обязанности экспедитора должен изучить каждый человек, которого интересует такая деятельность, а также лица, которые уже состоят на данной должности. Чтобы не иметь претензий со стороны начальства или клиентов, необходимо точно соответствовать всем правилам и требованиям, которые предъявляются к сотруднику на такой работе.
Для каждого водителя, претендующего на должность и обязанности экспедитора, закрепляются определенные требования и стандарты, в которые входят возраст работника, стаж и, возможно, опыт на аналогичной должности. Обычно сложность и исключительность обязанностей определяется зарплатой и требованиями, которые предъявляются к конкретному сотруднику. При оформлении на работу обязательно человека заранее предупреждают о том, при каких условиях он должен работать, а также назначаются причины, определяющие вероятность увольнения работника.
Принимает все меры по обеспечению технически исправного состояния вверенного ему транспортного средства. При необходимости он должен сообщить в специальный раздел о том, что какие-либо функции выбыли из нормы или состоялась более неприятная ситуация, предусматривающая глобальную порчу объекта или другие издержки. В некоторых случаях к экспедитору предъявляется требование при необходимости самостоятельно производить мелкий ремонт транспортного средства, поэтому на данной должности у каждого работника квалификация может быть различной. Это предусматривают обязанности водителя-экспедитора.
Создавать безопасную обстановку и избегать сложных ситуаций в целях обеспечения полной сохранности не только транспортного средства, но и товара или пассажиров, которые экспедитор должен довезти до места назначения. Нельзя оставлять автомобиль и уходить, при этом не позаботившись о подключении страхующих устройств и сигнализации. Все двери транспортного средства блокируются не только во время выхода из автомобиля, но и при каждой остановке, отбытии на стоянку.
Экспедитор выполняет посильное поддержание технического состояния транспортного средства в идеальном виде, а при необходимости отслеживает неисправности и своевременно сообщает о них руководству или в специальный отдел, где осуществляется починка устройства. Использует транспортное средство согласно инструкции и не отклоняется от ее исполнения даже в тех ситуациях, когда есть вероятность, что можно отступить от правил.
Своевременно отправляет транспортное средство на прохождение планового технического осмотра и контролирует проведение минимального или осложненного сервисного обслуживания в специально отведенном сервисном центре или в любой фирме, которая предоставляет такие услуги. Это предусматривают обязанности водителя-экспедитора.
Самостоятельно поддерживает чистоту автомобиля в целом. Часто это помогает сохранить имидж фирмы в отличном состоянии. При необходимости сам осуществляет операции по мытью поверхности или внутренней части автомобиля, однако плановую очистку проходит в специальном центре или обращается к специалистам в отведенном разделе от собственной фирмы.
Экспедитор должен помнить, что чистота должна поддерживаться не только на поверхности транспортного средства или в его салоне, но и в части мотора и другой внутренней конструкции, поэтому иногда данный сотрудник должен сам помнить о необходимости прочистки мотора или замены масла в различных отсеках автомобиля. Для этого он также должен обратиться в специальный сервисный центр.
После окончания рабочей смены экспедитор должен полностью закончить работу, то есть поставить автомобиль на отведенную для этого стоянку или прикатить в любое парковочное место. Нельзя оставлять автомобиль без присмотра. Перед тем как покинуть машину, следует поставить ее на сигнализацию, заблокировать все двери, а также желательно проверить исправность ее состояния и оценить возможность ездить на ней всю следующую смену. Это входит в функциональные обязанности экспедитора.
Принимает товар со специально отведенных помещений. Обычно для этого необходимо посещать специальные склады, что составляет основной маршрут и обязанности экспедитора. При приемке товара следует пользоваться специальными сопроводительными документами и самостоятельно проверять правильность отсчета продукции, сверять качество и количество продукции с ведомостью, только потом ставить свою подпись и везти продукцию до следующего места назначения.
Контролировать целостность общих упаковок или исправность пакетиков на каждом товаре. При необходимости и при наличии возможности можно контролировать качество и все характеристики самого товара, а также проверять полную комплектацию в устройствах. Сверяется цена и соответствие продукции конкретным характеристикам для того, чтобы доставить конкретно те вещи, которые были заказаны. Это предусматривают должностные обязанности водителя-экспедитора.
Проверять качество и исправность работы грузчиков, то есть следить, чтобы погрузка и разгрузка товара происходили максимально бережно и аккуратно, а также проверять, чтобы продукция не падала, а переносилась и укладывалась правильно во избежание претензий к поставщику или самой фирме, изготовившей продукцию.
Если есть вопрос о том, что входит в обязанности экспедитора, следует обратить внимание на нижеследующую информацию. Он должен контролировать, чтобы при транспортировке груз был максимально правильно уложен, его расположение выгодно сказывалось на качестве и целостности товаров, а также проверять возможность упаковки выдержать возложенную нагрузку. При необходимости экспедитор, должностные обязанности которого довольно широки, должен подкорректировать работу грузчиков в процессе ее осуществления, что является очень ответственным мероприятием. Это предусматривают должностные обязанности водителя-экспедитора.
Заниматься оформлением всей необходимой документации, которая отражает процесс приема и сдачи товара, так как эти бумаги являются не только важной информацией для поставщиков и получателей, но и служат отчетным звеном для оказывания положительного влияния на деятельность экспедитора, доказывая правильность и своевременность его действий. Экспедитор является доверенным лицом и одновременно представителем предприятия, которое доверило ему поставку собственной или перекупочной продукции.
Перед выездом экспедитор тщательно прорабатывает, а при необходимости согласовывает маршрут с более старшими по должности сотрудниками. Он должен обеспечить максимально быструю и безопасную доставку товаров. Также важно учесть доступность дороги в плане ограждений или наличия пробок. Если есть руководитель или экспедитор работает в большой группе, он должен согласовать свое мнение по передвижению с непосредственным начальником.
Ведение путевых листов входит в обязанности экспедитора. Кроме необходимости правильно и своевременно доставить груз, он должен заполнять всю документацию и курировать процесс движения товаров. На него возлагается большая ответственность, однако при знании своих обязанностей и точном следовании им данный сотрудник сможет выполнять работу правильно.
Какими способами можно доставить груз из одного города в другой? Он может быть доставлен по воздуху, по морю и по автомобильной дороге. Однако доставка груза по воздуху может оказаться очень дорогой, по морю - слишком долгой, а автомобильная доставка - рискованной. На каком же маршруте остановиться и как сделать правильный выбор? В это вопросе поможет опытный экспедитор.
Сначала рассмотрим, кто такой экспедитор .
Проще говоря, экспедирование – это, по сути, организация грузоперевозок. Многие полагают, экспедиторы - это люди, сопровождающие груз. Однако это не верно. Если человек только сопровождает груз, то это скорее курьер, а не экспедитор. Также есть такая специализация как экспедитор-торговый представитель, который занимается доставкой груза в конкретные точки. Торговый представитель, как правило, имеет договор с несколькими фирмами и реализует их товар. Специалист, который сам организует и проводит транспортировку груза, называется экспедитором-перевозчиком.
В этой статье рассмотрим вопросы о транспорт но экспедиционных компаниях, то есть об организациях, доставляющий грузы из точки А в точку Б, на каком бы расстоянии они не находились.
Работники экспедиционных компаний являются специалистами широкого профиля. В их распоряжении либо собственный автопарк, либо договоренность с несколькими транспортными компаниями. Экспедиторы ориентируются в положительных и отрицательных сторонах грузоперевозок разными видами транспортами. И перевозки планируются исходя из этого. И все-таки что же делает экспедитор? Выбирает наиболее оптимальный вид транспортного средства.
На сегодня довольно большой популярностью пользуются мультимодальные перевозки, которые предполагают использовать разные виды транспорта. К примеру, сначала груз отправляется по морю, затем по железной дороге. И как раз работа по растамаживанию груза, поиску подходящих грузовых вагонов и организации перевалки груза на поезд должна выполняться экспедитором. При этом должны быть соблюдены сроки перевозки. Экспедитор ориентируется во временных рамках перевозки груза разными видами транспорта по разным маршрутам. Поэтому он может оптимально распланировать передвижение груза.
Одной из самых важных обязанностей экспедитора является контролирование состояния груза. Пока груз находится в пути, за него несет ответственность транспортно-экспедиционная компания. И если с ним что-либо случиться, то спрашивать заказчик будет именно с компании. Транспортно-экспедиционная компания заинтересована в том, чтобы доставить груз в назначенное место в целости и сохранности. Поэтому и страхование, разгрузку и погрузку груза также осуществляет экспедиционная фирма.
Вы можете отслеживать местонахождение своего груза, экспедиционная компания предоставляет эту информацию клиентам. Вы всегда будете в курсе, где и в каком состоянии находится ваш груз.
Кроме организации и контроля над перевозкой груза, экспедитор оформляет все сопроводительные документы. Накладные, путевые листы и многие другие документы ложатся на плечи сотрудников компании-перевозчика, которые компетентны в вопросах налогового и нормативного законодательства. Документацией для таможни занимаются специалисты, ориентирующиеся в юридическом оформлении внешнеэкономической деятельности. И если в каком-либо документе будет допущена ошибка, исправлять ее будет экспедитор. Это также является экспедитора обязанностями. И благодаря опытности и профессионализму, экспедитор сможет сделать это так, что эти моменты не отразятся на перевозке груза ни коим образом. Поэтому все эти документы должны оформляться только специалистами, иначе вы рискуете понести убытки.
Отличительными чертами хорошей экспедиционной компании является не только оперативная доставка груза из одной точки в другую. Лидирующие компании на рыке грузоперевозок всегда изучают существующую среду и делают соответствующие выводы. Экспедиторы могут помочь клиентам в решении стратегических вопросов. К примеру, клиент желает какими-либо путями снизить таможенные платежи. И экспедиционная компания сделает анализ всех возможных способов сократить издержки и выберет наиболее оптимальный, который будет устраивать и заказчика, и компанию. И сделать это под силу только опытному экспедитору.
Подведем итоги
Итак, что же входит в экспедиторские должностные обязанности :
Собственно, почему же является выгодным обратиться к экспедитору? Ведь он по сути является посредником в международных грузоперевозках. В большинстве случаев экспедиторы имеют договоренности с разными компаниями-перевозчиками и заказчиками. Это дает возможность оптимизировать транспортный процесс. При этом предпринимаются все усилия во избежание невыгодных для перевозчиков пробегов вхолостую или простоев транспортных средств. У экспедитора имеется большое количество информации, которой он оперирует. Он фрахтует тот транспорт, который расположен как можно ближе к месту загрузки. Благодаря этому снижаются транспортные затраты. У экспедиторов имеются весьма привлекательные скидки от транспортных предприятий, потому что они являются самыми крупными заказчиками компаний-перевозчиков. Это позволяет клиентам заказать перевозку груза по сниженной цене.