Президент Глава государства – лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях. Определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ Ведет международные переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени РФ международные договоры, вступать в международные организации. Назначает послов.
Президент Является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина Вопросы гражданства и предоставляет политическое убежище Награждает государственными наградами Присваивает почётные звания, высшие воинские и высшие специальные звания Помилование (!) Верховный главнокомандующий
Президент Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Подписывает и обнародует принятые ФС РФ законы в течение 14 дней Назначает с согласия ГД Председателя Правительства Представляет СФ кандидатуры для назначения на должности судей КС, Верховного Суда, Генерального прокурора (вносит предложение об освобождении от должности)
Федеральное Собрание РФ Принимает ФЗ Состоит из 2 палат (Совет Федерации и Государственная Дума)
Совет Федерации Утверждение изменения границ между субъектами РФ Назначение выборов Президента РФ Назначение на должность судей КС, ВС РФ Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ
Государственная Дума Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счётной палаты, уполномоченного по правам человека Объявление амнистии (!)
Правительства РФ Высший орган исполнительной власти в РФ. Является коллегиальным органом: состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Правительство РФ Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета Обеспечивает Осуществляет проведение: Управление Единой федеральной финансовой, собственностью кредитной и Меры по обеспечению денежной обороны страны, гос. политики; безопасности, Единой реализации внешней государственной политики; законности, политики в прав и свобод граждан, области культуры, охраны собственности и науки, общественного порядка, образования и др. борьбы с преступностью
Что из пе ре чис лен но го со глас но Кон сти ту ции на хо дит ся сов мест ном РФ в ве де нии РФ и субъ ек тов Федерации? За пи ши те ифры, под ко то ры ми ти ц э по ло же ния указаны. 1) федеративное устрой ство тер ри то рия и РФ 2) установление пра во вых основ еди но го рынка 3) осуществление мер по борь бе с катастрофами, сти хий ны ми бедствиями 4) общие во про сы воспитания, образования 5) оборона и безопасность 6) уголовное законодательство 3, 4
Кто осу ществ ля ет го су дар ствен ную власть на тер ри то рии Рос сий ской Федерации? 1) Фе де раль ное со бра ние РФ 2) Ад ми ни стра ция Пре зи ден та РФ 3) Ор га ны мест но го самоуправления 4) Суды Рос сий ской Федерации 5) По бе див шие на вы бо рах по ли ти че ские партии 6) Пра ви тель ство Рос сий ской Федерации 1, 4, 6
Установите со от вет ствие между вет вя ми го су дар ствен ной вла сти в РФ и её органами: к каж дой позиции, дан ной в пер вом столбце, под бе ри те со от вет ству ю щую по зи цию из вто ро г столбца. ОРГАНЫ ГО СУ ДАР СТВЕН НОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ В РФ А) Вер хов ный суд Б) гу бер на тор области В) Совет Федерации Г) Го су дар ствен ная дума Д) Кон сти ту ци он ный суд Е) Пра ви тель ство РФ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 1) законодательная 2) исполнительная 3) судебная 3, 2, 1, 1, 3, 2
Установите со от вет ствие между функ ци я ми и субъ ек та ми го су дар ствен ной вла сти Рос сий с Федерации, ко то рые их исполняют: к каж дой позиции, дан ной в пер вом столбце, под бе ри те со от вет ству ю щую по зи цию из вто ро го столбц ФУНКЦИИ СУБЪЕКТЫ А) на зна че ние вы бо ров ГО СУ ДАР СТВЕН НОЙ ВЛА СТИ Пре зи ден та РФ РФ Б) утвер жде ние во ен ной доктрины 1) Пре зи дент РФ В) управ ле ние фе де раль ной 2) Пра ви тель ство РФ го су дар ствен ной 3) Го су дар ствен ная Дума собственностью 4) Совет Федерации Г) раз ра бот ка фе де раль но го бюджета Д) объ яв ле ние амнистии 4, 1, 2, 2, 3
Установите со от вет ствие между па ла та ми Фе де раль но го Со бра ния и их функ ци я ми и полномочиями: к каж дой позиции, дан ной в пер вом столбце, под бе ри те со от вет ству ю щую по зи цию вто ро го. ПАЛАТЫ ФЕ ДЕ РАЛЬ НО ГО столбца. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ СОБРАНИЯ A) принимать 1) Государственная фе де раль ные законы Дума РФ Б) из ме нять гра ни цы 2) Совет Федерации между субъ ек та ми РФ B) назначать на долж ность Ге не раль но го про ку ро ра РФ 1, 2, 2, 1, 2. Г) объ яв лять амнистию Д) на зна чать вы бо ры Пре зи ден та РФ
Установите со от вет ствие между субъ ек та ми го су дар ствен вла сти РФ и функциями, ко то рые они исполняют: к каж дой позиции, дан ной в пер вом столбце, под бе ри те со от вет ству ю щую по зи цию из вто ро го столбца. ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНК ЦИИ СУБЪЕКТЫ ВЛА СТИ РФ A) осуществляет меры по 1) Президент РФ обес пе че нию обо ро ны страны 2) Государственная Дума Б) на зна ча ет на долж ность и 3) Совет Федерации осво бож да ет от нее Ге не раль но го 4) Правительство прокурора B) назначает на долж ность и осво бож да ет от нее пред се да те ля Цен траль но го банка Г) опре де ля ет ос нов ные на прав ле ния внут рен ней и внеш ней по ли ти ки государства 4, 3, 2, 1, 1. Д) на зна ча ет референдум
Должностная инструкция президента - Конституция РФ.
Там именно официально.
Но у него ненормированный рабочий день, и он не обязан от 8 до 17 сидеть в Кремле. Точнее, даже не имеет на это времени и возможности.
Если прочтёте, то увидите, что должен делать заявления по международной обстановке, а также влиять на неё; ездить по стране, проверять работу губернаторов и остальных должностных лиц, которых назначает ("определяет основные направления внутренней и внешней политики государства"). Должен знакомиться с мнением граждан и корректировать свою политику в соответствии с этим. Методы выбирает сам, может в ЖЖ, или лично придти, организовать обсуждение с губернаторами, как сегодня - о наркомании и т. д.
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Глава 4. Президент Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
Статья 85
2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Если Вы интересуетесь всерьёз, то прочитайте полностью Глау 4 Конституции, это снимет многие Ваши вопрсы.
Конституция Российской Федерации. Глава 4. Президент Российской Федерации.
Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, то есть принадлежат исключительно ему, в других -- соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуют решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей.
По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента РФ могут быть разбиты на следующие основные группы.
Конституция проводит четкое разделение их полномочий, исходя из принципа разделения властей. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента Назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на 30 день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока. Президент имеет право внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты -- в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение закона отводится 14 дней.
Президент обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе регулируется Положением, утвержденным указами Президента РФ от 13 апреля 1996 года и от 4 марта 1998 года. Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренными Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4 ст.111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч.3 ст.117) и при отказе Думы доверии Правительству (ч.4 ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
в течение года после ее избрания
с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации
в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения
в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ
При всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти. Каждодневное сотрудничество Президента с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате.
Федеральное Собрание - парламент России - является представительным и законодательным органом. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы.
Совет Федерации - палата Федерального Собрания, отражающая федеративное устройство российского государства и выражающая интересы субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от субъектов Российской Федерации: один - от исполнительной власти, второй - от законодательной. Эти представители избираются населением субъектов на свободных выборах.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением страны, и представляет интересы избирателей в целом. Депутаты Государственной Думы работают па профессиональной постоянной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Заседания палат проходят раздельно, ведают они разными вопросами. Приоритетной сферой палат является законотворчество: федеральные законы принимает Государственная Дума, а Совет Федерации лишь одобряет их или отклоняет. Среди полномочий обеих палат Федерального Собрания - вопросы формирования высших органов государственной власти. Так, Совет Федерации по представлению Президента назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, Председателя Центрального банка Российской Федерации и др.
К исключительным предметам ведения Совета Федерации (ст. 102) относятся:
К исключительным предметам ведения Государственной Думы относятся (ст. 103):
Свою деятельность обе палаты парламента осуществляют с помощью комитетов и комиссий, которые образуют Государственная Дума и Совет Федерации. Комитеты создают по различным направлениям парламентской деятельности. Так, в Государственной Думе существуют комитеты:
Правительство осуществляет исполнительную власть. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. Правительство - есть высший орган исполнительной власти.
Правительство представляет собой самостоятельный федеральный орган власти, возглавляющий систему органов исполнительной власти. Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Его кандидатура вносится новым Президентом не позднее двухнедельного срока после избрания. Остальные члены Правительства назначаются по предложению его Председателя.
Основными направлениями деятельности Правительства (ст. 114) являются:
Согласно ст. 117 Правительство слагает с себя полномочия в следующих случаях:
I) сложения полномочий перед вновь избранным Президентом;
Страница 3 из 4
§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации
Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.
По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующие основные группы.
Президент и Федеральное Собрание. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока.
Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.
Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями (которые, кстати, в присутствии Президента не обсуждаются) не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписание) регулируется Положением, утвержденным указом Президента РФ (в редакции от 7 нояюря 2005 г.).
Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы принимать решение о проведении общероссийских референдумов не вправе.
Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы, с тем чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
1) в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное. Этим объясняется, например, тот факт, что возникший в июне 1995 г. кризис, связанный с вынесением недоверия Правительству, завершился взаимными уступками Президента и Думы, вследствие чего Дума не стала подтверждать вынесенное незадолго до этого недоверие Правительству, а Председатель Правительства отозвал постановку перед Думой вопроса о доверии, что грозило Думе возможностью роспуска.
Конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента роспуска Государственная Дума не полностью прекращает свою работу и депутаты теряют свой статус, а лишь не может принимать законы и осуществлять на заседаниях палаты иные полномочия. Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 ноября 1999 г. установил, что «роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, другими органами государственной власти».
Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Правительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным представителем назначается министр иностранных дел или один из его заместителей.
Президент и Правительство. Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. Пока еще неустойчивая многопартийная система, сложившаяся в стране, и соответствующее ей представительство в Думе исключают возможность создания однопартийного правительства большинства. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда в состав Правительства могут входить представители партийных фракций Думы, находящихся в оппозиции. Однако Президент, хотя и не чужд стремления получить поддержку своих действий в Думе, не связан какими-либо обязательствами перед партиями и вправе действовать самостоятельно. Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.
Взаимодействие Президента и Правительства регламентируется Указом от 26 ноября 2001 г., в котором названы постановления и распоряжения Правительства, требующие обязательного предварительного согласования с Администрацией Президента РФ.
К отмеченным полномочиям Президента примыкает его право решающего влияния на назначение Председателя Центрального банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем снова предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента.
Отношения с субъектами РФ. Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента, которые с изданием Указа от 13 мая 2000 г. образуют институт полномочных представителей в федеральных округах (см. гл. 19 учебника). Согласно ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Правительством обеспечивает «в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации». Такая формулировка не составляет сомнений в том, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или создание незаконных вооруженных формирований, как это было в Чеченской Республике, но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.
Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ 1 и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент представляет законодательному собранию субъекта РФ кандидатуру на должность высшего должностного лица, он вправе отрешать от должности это лицо, в определенных случаях распускать законодательное собрание субъекта РФ (см. гл. 26 учебника). Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и роспуска органа местного самоуправления (см. гл. 27 учебника).
Президент и судебная власть. Всоответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру.
С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президентом на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Конституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в постановлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности на время расследования дела.
Военные полномочия. Ввоенной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. утверждена Военная доктрина Российской Федерации.
Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формирований, подчиненных различным министерствам и ведомствам, входят: пограничные войска, внутренние войска, железнодорожные войска, войска правительственной связи, войска гражданской обороны. Военная служба предусмотрена также в таком самостоятельном ведомстве, подчиненном Президенту РФ, как Федеральная служба охраны.
Организация воинских формирований в Российской Федерации строится на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.
В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе.
Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.
Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» установлено, что решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воинских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзыве указанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента.
В Федеральном законе «Об обороне» (в редакции от 6 июля 2006 г.) закреплен ряд других военных полномочий Президента РФ: определение основных направлений военной политики РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, издание указов о призыве на военную службу и т. д. Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в редакции от 25 октября 2006 г.) на Президента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и т. д. Разделение полномочий в области обороны между Президентом РФ и Федеральным Собранием, как и выделение собственных полномочий Правительства РФ в этой области, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему ее чрезмерную концентрацию в его руках в столь важной области.
Полномочия в сфере внешней политики. Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.
Чрезвычайное положение. Полномочия Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Советом Федерации. Президент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
Чрезвычайное положение - особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные временные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэтому полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваются контрольным полномочием Совета Федерации. От Президента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.
Гражданство и награды. Кчислу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Заметим, что республики, входящие в РФ, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство.
Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.
Помилование. Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государственной Думе.
Конституционный Суд РФ в определении от 11 января 2002 г. указал: Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т. е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреплено непосредственно в Конституции РФ. Помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе.
Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании созданы при главах администраций во всех субъектах РФ. Однако их работа носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом РФ.
Акты Президента РФ. Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения.
Указ - это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность. Распоряжение - это акт индивидуального организационного характера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, имеют прямое действие.
Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Конституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).
Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Такой порядок установлен Указом Президента РФ (в редакции от 28 июня 2005 г.). Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства (она хранится у заведующего Канцелярией Президента).
Государственный совет Российской Федерации. Указом Президента РФ (в редакции от 28 июня 2005 г.) образован Государственный совет Российской Федерации.
Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Основными задачами Государственного совета являются: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту РФ; содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента, имеющих общегосударственное значение; обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете; обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета; обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации и др.
Председателем Государственного совета является Президент РФ. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.
Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов совета. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода.
Заседания Государственного Совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. По решению председателя Государственного совета могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета. Решения Государственного совета принимаются на его заседании путем обсуждения. По решению председателя голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня. Председатель Государственного совета вправе также устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса. Решения Государственного совета оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета. При необходимости решения оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ. В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона, проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента РФ.