Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни. Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы:
распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство;
потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.);
отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы;
неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их;
наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы;
неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.
Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей - это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.
Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:
наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;
дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;
разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;
вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;
отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.
Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик. Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.
В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. С точки зрения наличия или отсутствия семейных проблем можно разделить семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры).
Благополучные семьи делятся на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей. Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.
Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений.
По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.
Педагогически несостоятельная семья.
В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.
Аморальная семья.
В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.
При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).
1.Понятие «семья», «брак». Функции и структура семья
2.Типология семейных структур и их основные разновидности
3.Организация и содержание социальной работы по социальной защите семьи.
1. Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влияние социально-экономических и внутренних процессов.
Существует несколько определений семьи.
Семья – это малая социальная группа, связанная брачными или родственными отношениям (супружество, родительство, родство), общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями друг по отношению к другу.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью.
Таким образом можно утверждать, что семья - это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная общественно-экономическими и юридическими нормами.
Выделяют четыре признака семьи: брачные или кровнородственные отношения и связи между её членами; совместное проживание в одном помещении; общий семейный бюджет; эмоциональная привязанность супругов, родителей, детей друг к другу.
Как социальное образование семья в каждом конкретно-историческом типе общества имеет свою специфику, свои традиции, имеет определенные функции. Семья обуславливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы
Важной характеристикой семьи является такое понятие как «брак».
Брак – это санкционируемая и регулируемая обществом исторически
обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям.
В цивилизованных странах сегодня единственно законным является моногамный брак, запрещен инцест. Есть и страны где сохраняется традиция многоженства. Социальное содержание брака включает в себя экономические и психологические стороны. Экономические отношения – это следствие половозрастное разделение труда, т.е. необходимость обеспечения несовершеннолетних детей и престарелых родителей.
Семья, основанная на браке имеет в Республике Беларусь, да и в других государствах, правовой статус, который определяется законом, поэтому государство контролирует деятельность института семьи, защищает ее собственность и наказывает за нарушение законов в семье. Нормы семейно –брачных отношений регулируются Кодексом о семье и браке РБ (принят 9 июля 1999г., с изм. и доп.).
Структура, функции семьи. Рассматривая семью как объект социально-педагогической работы и как сложную социальную систему необходимо учитывать следующие составные части этой системы:
1).Структуру. Под структурой семьи понимают систему отношений родства, совокупность духовных, нравственных, психологических отношений; внутрисемейные установки и отношения власти и авторитета. Типы властных структур семьи: патриархат, матриархат, эгалитарные. Таким образом, структура семьи - это состав семьи и число ее членов в совокупности их взаимоотношений.. В структуре учитываются количество членов семьи; их родственные связи; наличие подсистем (родители, дети, братья и сестры); характер взаимоотношений в подсистемах. Характер структуры семьи определяется характером социально-исторических условий: неравноправие женщины в обществе приводит к ее неравноправию в семье. Иерархичность отношений в обществе приводит к иерархичности отношений в семье.
Семейная власть может строиться либо на экономическом авторитете, либо на моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия.
В традиционном представлении структуры семьи выделяют такие типы семейных отношений как авторитарный (лидерство) - руководство и организация всех семейных функций находятся в руках одного члена семьи; демократический (партнерство).
2).Окружение семьи (ситуация проживания семьи, социальный, экономический статус, взаимодействие с социумом).
3). Функционирование семьи (ролевая деятельность ее членов).
4). Историю семьи.
Важным в изучении семьи являются такие понятия как местожительство семьи, ее родословная по мужской и женской линии.
Как система семья может быть открытой или закрытой.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, под которыми понимают сферу жизнедеятельности семьи, непосредственно связанную с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет, а их выполнение имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Ряд функций вытекают из требований общества к семье как социальному институту. А так как семья это еще и важная сфера межличностных отношений, то там действуют свои законы и свои функции
Функции семьи имеют исторический характер, однако содержание их претерпевает определенные изменения Наиболее значимыми функциями семьи являются: репродуктивная (генеративная), функция первичной социализации, воспитательная, экономическая и хозяйственно-бытовая, гедонистическая, рекреационная, фелицитологическая, коммуникативная и регулятивная, персоналитарная.
Репродуктивная (генеративная) функция . Обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Является не только биологической потребностью, но имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было не малочисленнее предыдущего.
Функция первичной социализации – постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами. Родившийся ребенок несет в себе только предпосылки, задатки сапиентности (комплекса признаков «человека разумного»). Он должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по человеческой программе, в противном случае его человеческие задатки останутся не реализованными.
Нужно признать, что и в условиях семьи социализация и воспитание может быть негативным. Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках - с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей. Эти обстоятельства влияют на характер социализации и воспитания детей.
Социализирующая функция семьи проявляется в том, что семья:
1).Обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.
2). Играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к. именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола. Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.
3). Играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.
4). Имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами.
5). В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений.
6). Семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.
Первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.
Социализирующая функция семьи определяется рядом характеристик семьи: демографической структурой семьи; социально-культурным (образовательным) уровнем; социально-экономическим уровнем; условиями проживания, особенностями образа жизни; историей семьи; функционированием семьи и ее окружение; воспитательным потенциалом семьи, который определяют биологический, социальный, экономический и психологический компоненты; прочностью семьи, которую определяют такие факторы как семейные связи. К семейным связям относят эмоциональную близость, физическую близость (гармония сексуальных отношений),совместное проживание с его последствия (совместное ведение хозяйства и совместное воспитание детей), юридическую фиксацию брака. Если какой-либо компонент отсутствует, то имеет место дезорганизация семьи что может стать деструктивным фактором социализации.
Семейная дезорганизация – т.е. такое состояние когда семья не выполняет свои функции, когда нарушена ее структура; разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности. Выделяют следующие формы семейной дезорганизации: неполная семья, незаконнорожденность; распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов; семья «как пустая оболочка» , родители живут вместе, но не выполняют свои обязанности в области эмоциональной поддержки друг друга; семейный кризис, когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (смерть, заключение в тюрьму, войны, командировки и т.д.); внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невыполнением главной роли семьи из-за умственной отсталости, физической патологии.
Р.В. Шелег выделяет следующие стадии дезорганизации семьи: эмоциональный развод; физический развод; пробный развод; юридический развод.
Воспитательная функция . От нее зависят нравственные устои, поддержание культурной непрерывности общества. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в этой сфере, кроме того удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.
Персоналитарная функция . Означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей.
Экономическая и хозяйственно-бытоваяфункция заключается в обеспечении биологического существования семьи (пища, одежда и т.д.). Семья – это и основная хозяйственная ячейка общества.
Гедонистическая (сексуальная) функция . Связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также естественно как потребность в еде, жилище и т.д.
Фелицитологическая (от лат. -ощущение счастья) функция . Характеризуется созданием условий счастья, гармонии, взаимопонимания в семье.
Эмоциональная (рекреационная и психотерапевтическая) функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения. В семье люди могут разряжать свои эмоции, индуцировать друг друга дурными настроениями. Статистика свидетельствует, что семейные люди живут дольше в среднем на 4 года, болеют реже.
Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов семьи носит прежде всего профилактический характер. По медико-социальным факторам риска различают семьи: дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, с детьми-инвалидами и др.); «социопатические» (семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети – правонарушители, с отклонениями от норм социального поведения).
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. Нужно признать, что в настоящее время часто имеют место нарушения функций семьи, чему способствуют ряд факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др.).
Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе - это семья, включающая взрослых ее членов (мужа и жену, а также нередко кого-то из их родителей) и детей. Для семьи у нас наиболее типична ориентация на одного или двух детей. Семья чаще ориентирована на равноправное распределение обязанностей, а также равное участие в решении всех семейных проблем.
2. Типы семейных структур разнообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства, родительства.
Деление семей на следующие категории необходимо учитывать при организации социальной работы с семьей.
По количеству поколений, входящих в состав семьи, они делятся на нуклеарные (два поколения – родители и дети); расширенные (многопоколенные) – состоят из трех и более поколений.
По количеству детей семьи различаются на: бездетные (инфертильные); малодетные (до 2-х детей); многодетные (3 и более детей).
По составу семьи делятся на: неполная; нуклеарная; сложная; семья повторного брака; материнская семья; альтернативная семья.
По структуре выделяют семьи: с одной брачной парой с детьми или без детей; с двумя или более брачными парами (с детьми или без них); с матерью, (отцом) с детьми; с одним из родителей супругов и другими родственниками.
По брачному состоянию выделяют следующие семьи: добрачная; брачная (новобрачный, повторный брак, незарегистрированный брак); послебрачная (разведенные, одинокие, не вступившие в брак, вдовствующие).
По стратегии семейного воспитания выделяют семьи в которых присутствует: жесткий контроль, наказание, давление на ребенка; равнодушие; обоюдной опеки, концентрации внимания на ребенке; противоречивых требований; дружеский стиль.
В чистом виде эти стратегии сложно выделить. Но тем не менее они существуют, и ребенок, появившись на свет оказывается в рамках той или стратегии воспитания.
В социальной работе принято также выделять семьи по степени благополучия. Благополучные семьи делятся на: педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание. Неблагополучные, которые на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными и социальными требованиями общества подразделяются на:
а) конфликтные семьи с конфронтирующим типом отношений. Для таких семей характерны скандалы, угрозы, оскорбления, грубости во взаимоотношениях. Данный тип семьи разрушается как бы изнутри.
в) педагогически несостоятельные семьи. Низкая педагогическая культура родителей, нежелание что-либо исправлять и изменять. Родители часто настраивают детей против школы, провоцируют неуважительное отношение детей к общественным требованиям.
г) аморальные семьи. Моральные установки вступают в противоречие с нормами и правилами нравственного поведения в целом.
В настоящее время в теории и практике социальной работы большое распространение получили типологии семей «групп социального риска». К факторам или критериям социального риска можно отнести:
Социально- экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семье, плохие жилищные условия, безработица родителей);
социально-демографические факторы (отсутствие одного или
обоих родителей, повторный брак, неродной ребенок в семье);
медико-санитарные факторы (неблагоприятные условия проживания, хронические заболевания родителей, наличие в составе семьи инвалидов, отягощенная наследственность);
психолого-педагогические факторы (нарушение межличностных внутрисемейных отношений, деформирование ценностных ориентаций членов семьи, предразводная и
послеразводная семейная ситуация, педагогическая несостоятельность родителей, отчуждение между родителями и детьми, недостаток эмоционального и доверительного отношения родителей с ребенком, дефекты воспитания и т. д.);
Таким образом, понятием "семья группы риска" определяется тип семьи, в которой существует отклонение от норм, не позволяющее ее определить как благополучную семью. Отклонения не всегда являются дезадаптирующими факторами, порой компенсируются другими характеристиками. К семьям "социального риска" относят: малообеспеченные семьи, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой (многодетные, имеющие в составе инвалидов), неполные семьи, семьи военнослужащих срочной службы и др.
3. Объектом социальной поддержки семьи может стать семья любого типа, однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, т. е. виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к разному типу. Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Продолжается расслоение общества на бедных и богатых, многие семьи имеют низкий уровень материального обеспечения. Количество разводов остается достаточно высоким. Имеет место снижение активности репродуктивного поведения семьи, при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака. Так, удельный вес детей, родившихся вне брака, вырос с 8,5 % в 1990 г. до 24 % в 2004 г Растет число детей, родившихся у несовершеннолетних матерей. В 2005 г. у девочек в возрасте 14-17 лет родилось 1 567 детей. Доля неполных семей достигает более 10% по стране; обострилась проблема детской инвалидности: около 29 тыс. детей-инвалидов нуждаются в материальной и психологической помощи; растет алкоголизм и наркомания; более 32 тыс. детей остались без родительской опеки и попечения, при чем 90% из них являются социальными сиротами;
В современной семье имеет место и такое явление как насилие и конфронтация; жестокое обращение с детьми и другими членами семьи. Актуальной остается проблема ответственного родительства, под которым понимают комплекс социальных, психологических, медицинских и прочих условий, позволяющих семье иметь столь детей, сколько семья хочет, а также проблема педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей – это их педагогическая подготовленность как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного воспитания и социализации. Педагогическая культура часть общей культуры родителей.
Педагогическая подготовленность включает в себя определенный объем психолого-педагогических, медицинских, юридических, социально-экономических знаний на основе которых в процессе воспитания ребенка в семье вырабатываются воспитательные навыки и умения, развиваются педагогические способности, идет процесс самообразования и самовоспитания родителей.
В современных условиях социальная и социально-педагогическая работа с семьей является приоритетным направлением социальной защиты населения. В целях укрепления развития социального института- семьи, сохранения и развития ее социальных функций в Республики Беларусь разрабатывается и реализуется активная государственная семейная политика, которая призвана решать следующие задачи: содействовать стабилизации положения семьи, создавать реальные предпосылки положительной динамики процессов ее жизнедеятельности; сформировать в республике эффективную систему социальной защиты социальной уязвимых семей: неполных, малообеспеченных, многодетных, молодых, семей, воспитывающих детей с особенностями развития.
Для возможности реализации этих задач разрабатывается и совершенствуется нормативно-законодательная база. В Беларуси разработаны и приняты различные законы, программы общенационального масштаба, направленные на поддержку института семьи: Кодекс РБ о браке и семье (1999 г., с изм. и доп.); Закон РБ «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г.); Президентская программа «Дети - Беларуси на 2006- 2010 годы» , содержащая подпрограмму «Социальная защита семьи и детей »; Указ Президента от 14 февраля 2006 г. № 98 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3-х лет» и др. Эти документы определяют основные ориентиры в политике и социальной работе по улучшению положения семьи. И все-таки основополагающим нормативным документом, отражающим государственную политику в отношении семьи безусловно является Указ Президента РБ от 21 января 1998 г. № 46 «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики РБ» цели, задачи, направления государственной политики, а также меры ее реализации. Так, основными целями государственной семейной политики провозглашены: обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций; укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе. С принятиям Указа проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуются в значительно большем объеме, чем прежде.
Определены и реализуются конкретные меры по укреплению семьи и улучшению положения детей. Реализация Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы и Президентской программы “Дети Беларуси” на 2006-2010 годы позволяет добиваться значительных позитивных изменений.
Государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами. Эту помощь предполагается осуществлять в самой разнообразной форме: содействие в трудоустройстве, повышение квалификации, выдача кредитов на собственное дело, социальные целевые выплаты и натуральные выдачи.
Поддержку государства получают семьи с детьми-инвалидами, семьи с родителями-инвалидами, опекунские, приемные семьи, семьи одиноких матерей, семьи, где один из супругов уклоняется от уплаты алиментов, семьи военнослужащих срочной службы.
В республике сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением,
содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);
трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные
и другие льготы родителям и детям;
социальное обслуживание семьи (оказание конкретной психолого-педагогической, посреднической, юридической помощи, консультирование, предоставление различного рода социальных услуг);
бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, питание беременным женщинам и т.д.).
В 2005 г. системой государственных пособий было охвачено 578,2 тыс. детей или 29 % от их общего количества. В 2005 г. более 20 тыс. семей получили адресную помощь. С 1 августа по 31 октября 2007 г. единовременное пособие при рождении первого ребенка составляет 926 800 рублей; при рождении второго и последующих детей – 1 297 520 рублей.
Одно из решающих направлений принятых документов - формирование комплексной семейной политики, охрана здоровья матери и ребенка, создание новых типов учреждений, позволяющих усилить внимание государства к семье и детям, в том числе и в кризисных ситуациях, т.е. развитие системы социального обслуживания семьи и детей, создании его правовой и материальной основы.
В республике ведется целенаправленная конкретная работа по организации системы учреждений социального обслуживания семей и детей, создаются Центры социального обслуживания семьи и детей, Центры социально-педагогической помощи семье и детям, социальные приюты, открываются отделения дневного пребывания для детей-инвалидов в ТЦСОН. Получает дальнейшее развитие материальная база и техническое оснащение учреждений социального обслуживания; ведется работа по повышению профессионально-квалификационного уровня специалистов системы социального обслуживания
Организации социальной помощи и поддержки семьи осуществляются на тех же принципах на которых функционирует система социального обслуживания населения в республике, а также на таких принципах как:
расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;
установление связи семьи с другими коллективами, организациями, социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы и возможности поддержки семьи.;
содействие гуманному и эффективному действию семьи как социально-экономической семьи;
развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территории.
При оказании социальной помощи и поддержки семьи, необходимо учитывать то, что она взаимодействует с разнообразными общественными и социальными институтами, социальными службами, школой, органами опеки и попечения несовершеннолетних, органами социальной защиты, благотворительными фондами и организациями, общественными организациями, конфессиональными институтами, которые могут быть задействованы для решения проблем семьи.
Объектами системы социального обслуживания, социальных служб являются семьи, имеющие неблагополучные социально-демографические, материально-жилищные, медико-социальные, психологические и социально-педагогические, социально-правовые условия; дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию, проживающими с родителями, временно недееспособными, дети, проживающие в семье, где родители пренебрегают своими родительскими обязанностями.
Задача системы социального обслуживания семей и детей - обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-реабилитационных, социально-педагогических, психологических услуг и консультаций.
Оказываемая семье помощь может иметь:
· неотложный характер (неотложная помощь) – оказывается при острых психических состояниях человека, связанных с трудной жизненной ситуацией. Формы оказания такой помощи – телефон доверия, кризисные центры и др.
· продолжительный характер . Продолжительная помощь – это не только первичная помощь, но и углубленная длительная поддержка направленная на оздоровление ситуации в семье, выявление внутренних резервов клиента и т.д. Такую помощь могут оказывать социальные приюты, ТЦСОН, реабилитационные центры, социально-педагогические службы помощи семье и детям и др.
Кроме того, помощь может быть прямой и опосредованной . Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов семьи, (клиента), улучшение условий их жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента, через различные государственные учреждения и фонды.
Помощь может быть и превентивного характера, т.е. направленная на предупреждение неблагополучной ситуации. Здесь целесообразно задействовать такие структуры как ИДН, КДН, ТЦСОН, социальные приюты, учреждения образование и др.
Важным направлением в работе с семьей, особенно неблагополучной является социальный патронаж семьи.
Семье учреждениями социального обслуживания может предоставляться разнообразная помощь: социально-информационная помощь, медико-социальная, социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая помощь (помощь в обучении и воспитании детей, повышение педагогической культуры родителей); посредническая помощь; психологическая помощь (коррекция, консультирование; поддержка); адресная помощь.
Содержание деятельности специалистов по социальной работе с семье может включать в себя следующие направления: выявление потребностей различных типов семей в охране нравственного, физического, социального, психологического здоровья; в социально-бытовой помощи в зависимости от социально-экономического статуса, медико-демографических характеристик семьи, этапов жизненного цикла семьи; формирование у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению; профилактика сиротства; содействие интеграции в деятельности различных государственных, общественных, благотворительных организаций и учреждений (здравоохранения, образования, учреждений социальной сферы и др.) по оказанию необходимой помощи семье и детям; оказание содействия в получении материальной, психологической, социально-бытовой и др. видов помощи; участие в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, детей-инвалидов; привлечение к работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов различных общественных организаций; оказание помощи семье в решении задач семейного воспитания; оказание помощи бывшим воспитанникам интернатных учреждений на начальном этапе самостоятельной жизни.
В настоящее время социальная защита семьи представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и категориям семей, структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. В ведомстве Министерства труда и социальной защиты такими учреждениями являются прежде всего ТЦСОН, одной из целей деятельности которого является оказание содействия гражданам (семьям) в преодолении трудных жизненных ситуаций и активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем.
Вопросы для самоконтроля
1.Охарактеризуйте функции и структуру, типологию семьи.
2.Раскройте социальные проблемы современной семьи.
3.Какова сущность основных направлений государственной семейной политики?
4.Что представляет собой система социальной помощи и поддержки семьи в РБ? Какие виды услуг предоставляются семье?
5. Какие учреждения социального обслуживания оказывают социальные услуги и социальную помощь семье?
1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.
2. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
3. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «Соц. работа»/ Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
4.Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей.- М.: Педагогическое общество России,2002. – 192 с.
Современная семья призвана не только решать многочислен-ные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностыо своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.
В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи-тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие пози-тивных семейных отношений, восстановление внутренних ресур-сов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять сле-дующие функции:
Диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);
Охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
Организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
Социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);
Прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);
Координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, со-циальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с. (с. 61)..
Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.
Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.
Социальная работа с семьей состоит из :
1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.
В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:
v Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
v Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
v Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.
v Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.
2. - Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.
Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:
· сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;
· предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
· содействие в открытии предприятий семейного типа;
· профессиональная ориентация детей и подростков;
· выплата пособий по временной не занятости;
· консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;
· оказание помощи в кадровом обеспечении;
· социально - психологическая работа с клиентами.
Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.
Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.
Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.
Неоценимую рол в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:
· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;
· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;
· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;
· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.
Их основными задачами являются :
1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.
2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.
3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.
4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).
5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.
6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:
- повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;
- помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
- повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;
- помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;
- Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни;
- регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье.
- Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.
Все этапы работы с семьями можно заключить в три блока. Технологии работы с семьей по этим блокам включают три уровня:
Алгоритм работы с семьей:
Методы социальной работы - совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов, с помощью которых осуществляется социальная работа.
Многие методы, используемые в социальной работе с семьей, - междисциплинарные: наблюдение, интервью, беседа, биографический метод, комплексное психосоциальное моде лирование, дискуссия, убеждение, формирование навыков и привычек поведения и т.д.
Большое место в социальной практике занимают педагогические методы: формирование сознания личности (понятия, суждения, убеждения, оценки); организация познавательной, практической деятельности в поведении (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); стимулирование деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.); психолого-педагогическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация.
Как правило, все указанные методы применяются в определенных сочетаниях и нацелены на развитие личности, ее со циализацию, адаптацию к условиям жизни, одновременно влияя на сознание личности, деятельность и поведение. При этом эффективность методов во многом определяется наличи ем у специалиста по социальной работе с семьей профессиональных педагогических знаний и умений.
Индивидуальная работа - непосредственная помощь че ловеку в адаптации его к новым условиям жизни в процессе взаимодействия со специалистом по социальной работе (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). При проведении индивидуальной работы специали сту по социальной работе с семьей необходимо:
Самые общие требования к принятию решений: своевременность, точность, адресность, в некоторых случаях нетривиальность. Таким образом, умение работать с семьей как с клиентом и решать ее социальные проблемы составляет основу важнейших умений специалиста по социальной работе с семьей. По своей сути, это знания, воплощенные в решении конкретных профессиональных задач, а значит, освоенные модели и методы деятельности, реализуемые на практике. Подобные навыки являются очень ценными и позволяют дей ствовать даже в сложных ситуациях с минимумом ошибок и просчетов, экономя время.
Методы социальной работы с группой. Групповая работа может проводиться с семьями, имеющими схожие проблемы или столкнувшимися с однородными задачами и результатами. Например, в группу объединяются семьи, имеющие ребенка-инвалида или ребенка с девиантным поведением, может быть объединение в группу семей безработных, беженцев, матерей из неполных семей и т.д.
К методам социальной работы с группой относятся: анкетный опрос; социометрия; референтометрия; групповая дискуссия; деловая игра; модификация социального поведения - выработка новых жизненных навыков и привычек; социально-психологический тренинг и др. Так, групповая работа уместна, когда имеется круг людей, собранный на добровольной основе, со схожими проблемами идеологических устоев, культуры и образования, возрастных показателей, половой принадлежности, социального положения, индивидуально-психоло гических характеристик и др.
Чаще всего групповая работа специалиста по социальной работе с семьей имеет психосоциальную направленность. Психосоциальная помощь требуется при решении самого широкого круга проблем, на первое место среди которых выходят семейные. При этом можно выделить несколько направлений психосоциальной работы с группой в оздоровлении семейных отношений: работа с семьями алкоголиков, представляющими весьма большой контингент семей с тяжелыми психологическими проблемами. Далее следует особая группа семей с эмоционально-отчужденными отношениями, здесь значительное место занимают семьи с высоким доходом, затем - семьи с на личием жестокого обращения и насилия в отношении детей или одного из супругов, с инвалидами или хронически больными членами и т.д.
Учитывая разнообразие и сложность внутрисемейных проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты: социальные работники, социальные педагоги, психологи, психотерапевты, юристы и т.д.
Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Основные методы:
К частным формам и методам профессиональной деятельности специалистов по социальной работе с семьей относятся: