Сколько зарабатывают депутаты в беларуси. Что не так с зарплатой депутатов - Салiдарнасць. Есть ли у вас определенный дресс-код

Регистрация фирмы

В пятницу, 6 декабря, вновь избранные депутаты парламента собрались на первое заседание. Для некоторых из них депутатское кресло - это в том числе возможность повысить уровень жизни: депутаты получают арендную квартиру, соцпакет и достаточно высокую зарплату. Правда, какую именно - не всегда известно. На запрос FINANCE.TUT.BY в Палате представителей ответили, что эти сведения не подлежат распространению. Мы посмотрели, публикуют ли другие страны данные о доходах депутатов, и спросили у эксперта, должно ли общество знать, сколько зарабатывают народные избранники.

От чего зависит зарплата депутатов в Беларуси и сколько они зарабатывают?

Правила, по которым начисляются депутатские зарплаты, прописаны в Законе «О государственной службе». Конкретных цифр там нет, только общие принципы. Так, в законе сказано, что депутаты Палаты представителей получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере зарплаты министра. Их зарплата складывается из должностного оклада, надбавок за класс госслужащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат (например, за ученую степень). Если депутат без уважительной причины не участвовал в заседаниях парламента, постоянных комиссий или других органов, ему могут урезать зарплату и компенсационные выплаты пропорционально пропущенному времени.

Каждый год депутаты обязаны подавать декларацию о доходах и имуществе. Это также касается их супругов, несовершеннолетних детей и совершеннолетних близких родственников, которые проживают вместе с ними и ведут общее хозяйство. Однако узнать суммы из этих деклараций белорусы не могут.

Сведения, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, - сказано в ответе из Палаты представителей за подписью Валентины Ражанец (она была председателем постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации в депутатском корпусе шестого созыва). - Обращаем внимание, что, согласно Закону «Об информации, информатизации и защите информации», использование информации о частной жизни физического лица и персональных данных допускается только с письменного согласия физического лица, если иное не установлено законодательными актами.

В парламенте нам не сообщили даже среднюю зарплату депутатов без указания чьих-либо персональных данных.

Вместе с тем некоторые депутаты, входившие в предыдущий созыв парламента, участвовали в выборах в новый. Как и все кандидаты, они должны были опубликовать декларации о доходах за 2018 год. Например, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко задекларировал доход в 71,2 тысячи рублей (примерно 5,9 тысячи рублей в месяц), депутат Леонид Брич - 39,7 тысячи рублей (примерно 3,3 тысячи рублей в месяц), депутат Валентина Ражанец - 39,1 тысячи рублей, Ольга Петрашова - почти в 40 тысяч рублей, депутат Леонид Писаник - 45,8 тысячи рублей, депутат Ирина Рынейская - 39 тысяч рублей, депутат Игорь Марзалюк - почти в 63,1 тысячи рублей, депутат Людмила Макарина-Кибак - 60,2 тысячи рублей. Уточним, что в доходы может входить не только зарплата, но и в том числе поступления от продажи недвижимости, а также доходы от другой трудовой деятельности (в некоторых случаях депутатам разрешено подрабатывать).

Как обстоят дела с зарплатами депутатов в других странах?

Во многих странах к зарплатам парламентариев относятся не так трепетно. Например, журналисты украинского издания LIGA.net по своему запросу получили полный список зарплат депутатов Верховной рады за октябрь этого года. Больше всех заработал первый вице-спикер Руслан Стефанчук - 54 100 гривен (4800 белорусских рублей). Петру Порошенко за октябрь заплатили 31 600 гривен (2800 белорусских рублей), Юлии Тимошенко - 43 367 гривен (3847 белорусских рублей), лидеру группы «Океан Ельзи» Святославу Вакарчуку - 41 659 гривен (3695 белорусских рублей).

Некоторые государства и вовсе публикуют данные о зарплатах депутатов на сайтах своих парламентов. На сайте польского сейма сказано, что зарплата депутата сейчас равна 9 892,2 злотого до вычета налогов (примерно 5423 белорусских рубля). Еще четверть этой суммы в месяц (2473 злотых, или 1356 белорусских рублей) депутатам платят на покрытие расходов, связанных с парламентской деятельностью.

Есть такие данные и на сайте Европарламента. Зарплата у всех депутатов одинаковая и с 1 июля 2018 года составляет 8 757,7 евро до уплаты налогов. После всех обязательных выплат на руки депутат получает 6 824,9 евро. Еще есть компенсация общих расходов (4513 евро в месяц), транспортных расходов (исходя из потраченных сумм, но с ограничениями) и суточные на время проведения заседаний (320 евро в день).

Согласно информации на сайте немецкого бундестага, с 1 июля 2019 года депутаты получают 10 083,47 евро в месяц до вычета налогов, плюс 4340 евро на компенсацию расходов. А сайт парламента Великобритании сообщает, что с 1 апреля 2019 года годовой доход депутата составляет 79 468 фунтов до уплаты налогов (получается порядка 18,4 тысячи белорусских рублей в месяц).

Эксперт: «Если вы нанимаете человека починить розетку, вы решаете, сколько готовы заплатить за эту работу. Здесь такой же принцип»

Раскрытие зарплат чиновников и госслужащих, в том числе депутатов, - это хорошая, разумная идея, которая практикуется во многих развитых странах, - комментирует старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский. - Государственные служащие работают на общество. Зарплату им платят из бюджета, который тоже формирует общество за счет своих налогов и сборов.

Эксперт убежден, что «поэтому важно, чтобы люди воспринимали правительство и бюджет как что-то, к чему они имеют самое непосредственное отношение».

По сути, это работники, которых жители страны нанимают за свои деньги. Не везде это устроено именно так. Например, есть страны, как Саудовская Аравия, где большая часть бюджета формируется за счет нефти и в меньшей степени зависима от людей. Но в Беларуси не ресурсная экономика, и наш бюджет пополняют в первую очередь люди. Поэтому в развитых странах с подобной системой раскрытию бюджета уделяется особенное внимание. Логика такая: это наши деньги, и хорошо бы нам понимать, на что они расходуются и хотим ли мы их расходовать именно так.

Лев Львовский подчеркивает, что раскрытие информации о доходах госслужащих нельзя охарактеризовать как «лезть в чужой карман», потому что «это не чужой карман».

Зарплата айтишника, бизнесмена, другого сотрудника частной компании - это дело конкретной частной компании. Но депутаты, работники министерств и государственных предприятий, пожарные, педагоги, врачи живут на наши деньги, поэтому обществу важно получать информацию об их зарплатах. Если вы, например, нанимаете человека убрать у вас в квартире или заменить розетку, вы решаете, готовы ли вы заплатить ему за эту работу именно столько. Здесь действует такой же принцип, - говорит Лев Львовский.

По мнению эксперта, одна из причин, по которым госслужащие могут противиться раскрытию доходов, - это то, что люди решат, будто они зарабатывают слишком много.

На самом деле мы примерно знаем уровень их доходов из других источников. И если сравнить их с другими странами, окажется, что наши чиновники зарабатывают не так много. Например, если мы возьмем зарплату конгрессмена в США и поделим ее на среднюю по стране, соотношение получится примерно таким же, как в Беларуси, - объясняет Лев Львовский. - Должны ли госслужащие получать такие зарплаты? Это как раз нужно решить обществу. Некоторые госслужащие, особенно те, кто принимает важные решения, должны получать достаточно много. Это необходимо в том числе для того, чтобы эти позиции были привлекательными для компетентных людей, которые иначе перейдут из управления государством в частный сектор. А какие-то госслужащие, возможно, могли бы получать и меньше.

Тем временем, на сайте «палатки» уже появилась страничка депутата по Волковысскому избирательному округу № 48

10 октября открывается первая сессия обновленного парламента страны. До этого официально работает предыдущий парламент. Мы попросили Ларису Николаевну Богданович, которая провела в парламенте два созыва, подвести итог восьмилетней депутатской службы и ответить на целый ряд «житейских» вопросов, в том числе о работе, зарплате и льготах.

1. Вы, наверное, за столько лет уже вжились в роль депутата. Почему не пошли на третий срок?

Во-первых, удалось осуществить все задуманное. В первую очередь - построили и открыли корпус «Тонуса», который смоделирован с учетом всех потребностей наших пациентов. Это было моей главной мечтой. Во-вторых, решили много вопросов касательно адресной помощи, льгот и пособий для инвалидов. Решается вопрос установления недееспособности больных в состоянии комы. С принятием законопроекта родственники смогут рассчитывать на оформление опекунства. Остались вопросы, которые я передаю своему преемнику Анатолию Дашко. Например, проблема обеспечения питанием и медикаментами больных с метаболическими болезнями вроде муковисцидоза. Сейчас продолжительност ь их жизни увеличилась. А специальное питание и лечение очень дорогие. Ну и главное - усталость. Восемь лет каждые выходные я проводила в поездах из Минска в Брест и обратно. Я устала и морально, и физически. А депутат все же должен гореть, быть энтузиастом.

2. Предложили ли вам работу после окончания депутатского срока?

Во-первых, я пенсионерка. Во-вторых, в Палате представителей все знали, что я и «Тонус» неразделимы. Поэтому сначала отдохну немного, а потом начну работать, буду заниматься врачебной деятельностью. Другим депутатам предлагали места. Конечно, не всегда то, чего хотелось бы.

3. Где живет депутат, который приезжает в Минск из другого города?

Во время прошлого созыва я, как и все иногородние депутаты, жила в квартире в Казарменном переулке. Это арендное жилье, и депутаты платят за проживание там аренду. У меня была двухкомнатная квартира-студия с отдельной спальней. Ничего особенного: стандартный набор мебели, холодильник, плита. Постельное белье, вилки-ложки - все это привозила с собой. На период работы в парламенте мы получаем прописку в Минске, поэтому имеем право построить жилье. Я воспользовалась этой возможностью и с 2012 года живу в своей квартире в самом «социальном» районе столицы - «Каменной горке». Квартиру строила в кредит на 20 лет, который выплачиваю и сейчас. Никаких льгот при этом я не получила - строилась на общих основаниях, процентная ставка тогда составляла 14,5 %. Неподъемная, как мне тогда казалось, сумма. В Минске я и моя с семья бываем часто. Конечно, квартиру будем использовать для проживания.

4. Где рабочее место депутата?

В правом крыле Дома правительства на улице Советской, 11. Каждому депутату полагается отдельный кабинет и оборудованное рабочее место.

5. Доводилось слышать, что зарплату депутата можно сравнить с зарплатой министра. Так ли это?

В 2008 году, когда меня избрали в первый раз, зарплата депутата была выше доходов главврача. В настоящее время главный врач с таким стажем работы, как у меня, получает больше (среднемесячная зарплата депутата в 2015 году составляла 24 млн рублей. - Ред.). Поэтому мне удивительно, когда баллотируются топ-менеджеры, руководители крупных предприятий. Они определенно теряют в доходах. Траты депутата несоизмеримо больше: одни поездки в Брест чего стоят. Много денег уходит на представительски е расходы. Поздравляем с днями рождения, с профессиональным и праздниками. Конечно, это делать не обязательно, но зачем нужен такой угрюмый депутат? Тем более всегда приятно получать поздравления в ответ.

Депутату - зарплату учителя?

Зарплата депутатов Государственной думы России в среднем в месяц составляет 6,5 тысячи долларов, депутатов Мажилиса парламента Казахстана - 2,5 тысячи долларов в месяц.

Самую высокую зарплату в Европейском союзе получают итальянские парламентарии - в среднем 15,5 тысячи долларов в месяц. Самая маленькая заработная плата в ЕС у испанских народных избранников - 3,7 тысячи долларов в месяц. Между тем конгрессмены США получают ежемесячно 14,5 тысяч долларов.

А вот парламент Шотландии принял год назад решение, согласно которому жалование рядового депутата не может превышать средний заработок школьного учителя - примерно 2200 долларов в месяц.

6. Оплачиваются ли депутату командировки?

Одну неделю в месяц я, как депутат, работаю в избирательном округе. В таком случае командировка и билеты оплачиваются. Остальные визиты в родной город за свой счет, а ездила я часто. Так как в Бресте живет моя семья.

7. Какие льготы есть у депутата?

Никаких особенных льгот у нас нет. За проезд в общественном транспорте плачу, как все. На работу добираюсь в метро, еду час. Единственная льгота, которая у нас есть, это покупка резервных билетов на поезд, если в кассах закончились билеты, а мне срочно надо ехать на мероприятие или встречу. Тогда мне могут решить этот вопрос. Квартплату плачу и в Минске, и в Бресте, одежду, продукты покупаю в обычных магазинах.

8. Депутатам предоставляют служебную машину?

Очередной миф. В Палате есть дежурные машины, одну из которых надо заказывать заранее, если надо ехать, скажем, на телевидение или на встречу. Машин всего несколько, и не всегда они свободны.

9. Есть ли у вас определенный дресс-код?

Конечно, надо выглядеть соответствующе. И когда возникает необходимость срочно ехать в округ на встречу, это всегда проблема, потому что в кабинете у меня резервной одежды нет. Но покупаю одежду я только в Бресте. На мою фигуру идеально садятся костюмы фирмы «Панда», несколько раз покупала платья «Николь и Николь». В минском ЦУМе за восемь лет была всего два раза. В ГУМе чаще, потому что он находится по пути с работы.

10. Может ли депутат иметь дополнительный источник дохода?

Не может. У меня нет акций наших предприятий, но те, у кого они были, на время своего депутатского срока должны сдавать их в банк на доверительное хранение. Даже родственникам нельзя их передать.

11. В каких случаях депутат может досрочно покинуть свой пост?

Только в случае тяжелой болезни. Либо избиратели могут высказать ему недоверие и отстранить. Пока я работала, таких случаев не было.

12. Положена ли депутату надбавка к пенсии?

Депутаты, которые работали в парламенте до шестого созыва, согласно указу президента могут рассчитывать на ежемесячное денежное содержание в размере 65 % от заработной платы. Когда я окончательно выйду на пенсию, то имею право написать заявление, которое рассмотрит комиссия и примет решение. А пока работаю, то не могу на него претендовать. Сейчас все немного поменялось и процедура начисления содержания усложнилась.

13. Что дало вам депутатство?

В первую очередь опыт. До того как вступить в эту должность, я не подозревала о многих нюансах. Думала, что определенные вещи касательно моего профиля работы можно просто решить. Но уже через месяц наступает прозрение: для любого дела нужно время. Времени, кстати, совершенно не хватало. Уезжая в Минск, я планировала регулярно ходить в театры и на концерты. Но, когда билет на концерт стоит полтора миллиона рублей, лишний раз задумаешься - а нужно ли? С театром тоже не всегда складывалось. Зачастую мои желания корректировались с графиком работы, командировками. Поэтому очень скоро я поняла: в театры буду ходить тогда, когда не буду депутатом.

6 декабря, вновь избранные депутаты парламента собрались на первое заседание. Для некоторых из них депутатское кресло - это в том числе возможность повысить уровень жизни: депутаты получают арендную квартиру, соцпакет и достаточно высокую зарплату. Правда, какую именно - не всегда известно.


На запрос FINANCE.TUT.BY в Палате представителей ответили, что эти сведения не подлежат распространению. Журналисты спросили у эксперта, должно ли общество знать, сколько зарабатывают народные избранники.

От чего зависит зарплата депутатов в Беларуси и сколько они зарабатывают?

Правила, по которым начисляются депутатские зарплаты, прописаны в Законе «О государственной службе». Конкретных цифр там нет, только общие принципы. Так, в законе сказано, что депутаты Палаты представителей получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере зарплаты министра. Их зарплата складывается из должностного оклада, надбавок за класс госслужащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат (например, за ученую степень). Если депутат без уважительной причины не участвовал в заседаниях парламента, постоянных комиссий или других органов, ему могут урезать зарплату и компенсационные выплаты пропорционально пропущенному времени.

Каждый год депутаты обязаны подавать декларацию о доходах и имуществе. Это также касается их супругов, несовершеннолетних детей и совершеннолетних близких родственников, которые проживают вместе с ними и ведут общее хозяйство. Однако узнать суммы из этих деклараций белорусы не могут.

Сведения, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, - сказано в ответе из Палаты представителей за подписью Валентины Ражанец (она была председателем постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации в депутатском корпусе шестого созыва). - Обращаем внимание, что, согласно Закону «Об информации, информатизации и защите информации», использование информации о частной жизни физического лица и персональных данных допускается только с письменного согласия физического лица, если иное не установлено законодательными актами.

В парламенте нам не сообщили даже среднюю зарплату депутатов без указания чьих-либо персональных данных.

Вместе с тем некоторые депутаты, входившие в предыдущий созыв парламента, участвовали в выборах в новый. Как и все кандидаты, они должны были опубликовать декларации о доходах за 2018 год. Например, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко задекларировал доход в 71,2 тысячи рублей (примерно 5,9 тысячи рублей в месяц), депутат Леонид Брич - 39,7 тысячи рублей (примерно 3,3 тысячи рублей в месяц), депутат Валентина Ражанец - 39,1 тысячи рублей, Ольга Петрашова - почти в 40 тысяч рублей, депутат Леонид Писаник - 45,8 тысячи рублей, депутат Ирина Рынейская - 39 тысяч рублей, депутат Игорь Марзалюк - почти в 63,1 тысячи рублей, депутат Людмила Макарина-Кибак - 60,2 тысячи рублей. Уточним, что в доходы может входить не только зарплата, но и в том числе поступления от продажи недвижимости, а также доходы от другой трудовой деятельности (в некоторых случаях депутатам разрешено подрабатывать).

Раскрытие зарплат чиновников и госслужащих, в том числе депутатов, - это хорошая, разумная идея, которая практикуется во многих развитых странах, - комментирует старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский. - Государственные служащие работают на общество. Зарплату им платят из бюджета, который тоже формирует общество за счет своих налогов и сборов.

Эксперт убежден, что «поэтому важно, чтобы люди воспринимали правительство и бюджет как что-то, к чему они имеют самое непосредственное отношение».

По сути, это работники, которых жители страны нанимают за свои деньги. Не везде это устроено именно так. Например, есть страны, как Саудовская Аравия, где большая часть бюджета формируется за счет нефти и в меньшей степени зависима от людей. Но в Беларуси не ресурсная экономика, и наш бюджет пополняют в первую очередь люди. Поэтому в развитых странах с подобной системой раскрытию бюджета уделяется особенное внимание. Логика такая: это наши деньги, и хорошо бы нам понимать, на что они расходуются и хотим ли мы их расходовать именно так.

Лев Львовский подчеркивает, что раскрытие информации о доходах госслужащих нельзя охарактеризовать как «лезть в чужой карман», потому что «это не чужой карман».

Зарплата айтишника, бизнесмена, другого сотрудника частной компании - это дело конкретной частной компании. Но депутаты, работники министерств и государственных предприятий, пожарные, педагоги, врачи живут на наши деньги, поэтому обществу важно получать информацию об их зарплатах. Если вы, например, нанимаете человека убрать у вас в квартире или заменить розетку, вы решаете, готовы ли вы заплатить ему за эту работу именно столько. Здесь действует такой же принцип, - говорит Лев Львовский.

По мнению эксперта, одна из причин, по которым госслужащие могут противиться раскрытию доходов, - это то, что люди решат, будто они зарабатывают слишком много.

На самом деле мы примерно знаем уровень их доходов из других источников. И если сравнить их с другими странами, окажется, что наши чиновники зарабатывают не так много. Например, если мы возьмем зарплату конгрессмена в США и поделим ее на среднюю по стране, соотношение получится примерно таким же, как в Беларуси, - объясняет Лев Львовский. - Должны ли госслужащие получать такие зарплаты? Это как раз нужно решить обществу. Некоторые госслужащие, особенно те, кто принимает важные решения, должны получать достаточно много. Это необходимо в том числе для того, чтобы эти позиции были привлекательными для компетентных людей, которые иначе перейдут из управления государством в частный сектор. А какие-то госслужащие, возможно, могли бы получать и меньше.


11 сентября страна выберет . Белорусские парламентарии — люди сдержанные. О своих успехах говорят негромко, драк в Овальном зале не затевают, зарплату не афишируют. Их называют народными избранниками, но . TUT.BY выяснил, каковы права, обязанности и привилегии депутатского кресла.

Как устроена Палата представителей

Белорусский парламент состоит из двух палат: верхней — Совета Республики, и нижней — Палаты представителей. В нижней палате 110 депутатов. Избираться туда может любой гражданин страны не младше 21 года . Средний возраст депутатов двух последних созывов — .

ПП НС становится для парламентария основным местом работы на 4 года. Он увольняется с предыдущей должности и теряет право заниматься бизнесом, хранить деньги в иностранных банках и занимать госдолжности. После избрания часть времени (не более 170 дней в году) депутат проводит на сессиях. Проще говоря, заседает в парламенте. Кроме того, каждый месяц на одну неделю он выезжает на работу в свой округ. Отпуск у народного избранника не больше, чем у его избирателей — 28 дней.

Палата представителей Дома правительства на площади Независимости (в левом крыле — Совет министров). У каждого депутата есть личный кабинет, оборудованный компьютером с безлимитным интернетом, телевизором, холодильником и сейфом. Еще один кабинет парламентарию положен в округе.

Член нижней палаты может иметь помощников. Максимум 5 человек, но зарплату получает только один (или двое на полставки). Остальные, если они есть, работают на общественных началах.

Обязанности законотворцев

Депутаты участвуют в заседаниях парламента, общаются с избирателями в округах. Но самая главная их задача — работать над законопроектами. В Палате представителей 14 комиссий, которые курируют разные сферы. Каждый нормативный акт, который приходит в парламент, попадает в единую базу и доступен для изучения не только профильной комиссии, но и всем членам ПП НС.

Белорусские парламентарии могут и сами писать законы, но редко это делают. Депутаты последнего созыва сами внесли в Палату представителей . Основной массив — 87% — инициатива правительства.

Разработать нормативный акт — тяжелый труд, поэтому депутаты редко делают это сами, объясняет член постоянной комиссии по бюджету и финансам Валерий Бороденя . Зато они активно вносят правки в документы, пришедшие из правительства.

— В Украине депутаты демонстрируют нормотворчество. И что? Кто в лес, кто по дрова, большинство их законов не доходит даже до регистрации. Тем более что над основной массой законопроектов, поступающих из Совмина, мы работаем вместе с ведомствами, — говорит Бороденя.

— Не помню, чтобы в нашей комиссии хоть один закон прошел без постатейного изменения, — вторит член постоянной комиссии по труду, соцзащите, делам ветеранов и инвалидов Зинаида Мандровская .

Иногда законотворчество занимает очень много времени. Например, закон о рынке ценных бумаг, над которым серьезно потрудился в том числе Валерий Бороденя, принимали 401 день, кодекс о культуре — 413 дней, закон об альтернативной службе — 461 день. В иных случаях депутаты справляются удивительно быстро. Например, бюджет на 2016 год они приняли за 2 дня. Правда, за этим стоит годичная работа комиссии по бюджету и финансам, уточняет Бороденя.

Либерально настроенные граждане упрекают белорусских депутатов в том, что они не голосуют «против». Парламентарии не устают объяснять, что жаркие споры остаются на заседаниях профильных комиссий, которые рассматривают законопроекты до вынесения их в зал заседаний.

— Документ не выносится в Овальный зал, пока из всех комиссий не будут получены записки, что замечаний по нему нет. Кроме этого, любой депутат в частном порядке может написать в профильную комиссию все свои возражения. Если хоть один депутат против, в зал законопроект не выносится. Будем спорить, уговаривать, 100 раз заседания собирать, пока не придем к консенсусу, — говорит Валерий Бороденя.

Зинаида Мандровская, которая 7 лет работы в парламенте посвятила борьбе с наркотическими веществами, вспоминает, что иногда споры доходили до крика. Однажды, например, ей позвонил начальник одного из управлений МВД, чтобы на повышенных тонах выразить свое несогласие.

Скромность украшает депутата

Официально рабочий день парламентария длится с 9 до 6, по факту он ненормированный. Зинаида Мандровская говорит, что никогда не выключает телефон, потому что избиратели могут позвонить в любой день недели и любое время дня. А работа с документами по вечерам уже давно вошла у нее в привычку.

— Некоторые [депутаты] не хотят глубоко вникать, потому что нужно потратить очень много сил, чтобы внести изменения [в законопроект]. Нужно обосновать свою правку всем службам, которые пропустили документ и закрепили в нем свою позицию. Не каждый захочет это доказывать.

Мандровская хочет. За два срока в парламенте через ее руки прошли «тысячи законопроектов». Если человек избирается в парламент, «чтобы работать, а не пиариться, то работы у него будет больше, чем на любом другом месте», убеждена депутат.

Нынешнее поколение депутатов считает самопиар дешевой уловкой. Парламентарии регулярно отчитываются о проделанной работе в местной прессе, иногда дают комментарии крупным СМИ, но не хвастаются успехами, не делают громких заявлений и публично не призывают власть к ответу. Журналистов, особенно из негосударственных изданий, они частенько обвиняют в любви к «жареным фактам».

Скромность отечественных депутатов — не всегда особенность характера. Просто самопиар не сулит им выгоды, считает Валерий Бороденя.

— У нас он не превращается в деньги, как это могло бы быть в России или Украине. Если ты сделал что-то успешно, чувствуешь моральное удовлетворение. Но в белорусском парламенте нельзя превратить лоббистские возможности в деньги или известность, поэтому никто этим не занимается.

Зарплата депутата: спрашивать неприлично

Средняя зарплата парламентария колеблется в районе 15−18 миллионов рублей. Суммы могут меняться в зависимости от надбавок за стаж на госслужбе (от 10% до 30% оклада) и за ученую степень (5% оклада для кандидатов наук и 10% — для докторов).

— Зарплаты невысокие, скажем прямо, и последние 2 года их не индексировали, — говорит Валерий Бороденя. — Как-то я собирал подписи, и один металлург мне доказывал, что депутатам надо платить среднюю зарплату по стране. Я не согласен. Если мы хотим видеть мотивированных профессионалов, то надо платить как мотивированным профессионалам, а не как продвинутым сталеварам.

Депутат признается, что подрабатывает: преподает в БГЭУ и Академии управления, пишет заметки в газеты. Всего у него 8 источников дохода.

— Не потому, что я так хочу, а потому что мне не хватает депутатской зарплаты, чтобы растить троих детей. Когда я был деканом, я мог составлять маркетинговые исследования, проводить тренинги, семинары и подхалтуривать очень неплохие деньги. Сейчас мне все это запрещено, поэтому я работаю везде, где мне позволяет закон.

Депутаты могут вести только творческую, научную, культурную и преподавательскую деятельность, а также иметь медицинскую практику. На подработку должен дать разрешение председатель палаты.

Как и чиновники, парламентарии не любят распространяться о своих доходах, считая вопросы на эту тему неприличными. Валерий Бороденя, хоть и рассуждает о собственном заработке публично, с такой точкой зрения согласен:

— Спрашивать про зарплаты — это моветон.

Привилегии: служебное жилье, выходное пособие и иногда машина

Как и сами белорусские депутаты, привилегии у них скромные. Во-первых, жилье. Служебная квартира положена всем иногородним парламентариям. Чаще всего их селят в Казарменном переулке в доме на берегу Свислочи. Метраж квартиры зависит от количества членов семьи, которых депутат перевозит в Минск. Обстановка казенная, но докупить мебель по своему вкусу или сделать косметический ремонт никто не запрещает.

За квартиры депутаты платят по ставкам арендного жилья. Выходит до 3 миллионов в месяц, рассказывает Зинаида Мандровская. Счета за «коммуналку» — тоже на квартирантах.

— Я уже давно выехала из служебного жилья. Я продала квартиру, дачу и гараж в Пинске, взяла кредит под 25% и построила себе квартиру в Минске. 54 метра, еще в 2009 году начала строить. Мне еще 8 лет выплачивать кредит, — говорит Мандровская. — У меня сын в Минске, внуки. Я в Пинске работала 35 лет, люблю очень этот город, но в таком возрасте я хотела бы быть с семьей.

Во-вторых, служебный транспорт. На 14 профильных комиссий парламента сейчас приходится 4 дежурных автомобиля. Машины — из правительственного гаража, марки Toyota. Депутаты могут их заказывать, например, чтобы поехать на прием в посольство. Но чаще они все-таки ездят либо на своих машинах, либо на общественном транспорте. Если поездка оформлена как командировка, расходы на нее возместят.

Служебные телефоны члены ПП НС не получают. Не оплачивают им и разговоры по собственным мобильным. А вот связь в кабинете бесплатная.

На весь срок полномочий депутаты получают дипломатический паспорт и госстраховку на случай болезни и смерти. Лечатся они в Республиканском клиническом медицинском центре Управделами президента. Лечкомиссия находится на улице Красноармейской, буквально в двух шагах от «депутатского дома» в Казарменном переулке.

Привилегией можно назвать и неприкосновенность. Правоохранители не имеют права обыскивать парламентария или досматривать его личные вещи. Задержать депутата можно только с разрешения палаты, если только его не застигли на месте преступления или он не совершил государственную измену. Неприкосновенность распространяется на квартиру, кабинет, автомобиль, переписку и документы законотворца.

По истечении полномочий члены Палаты представителей получают выходное пособие. Как сообщало информагентство БелаПАН , депутатам нынешнего созыва после новых выборов в ПП НС заплатят по 30 миллионов рублей. После того, как их кресла займут другие люди, правительство и парламент обязаны подыскать бывшим народным избранникам новую работу.

В 2012 году в интервью «БелГазете» Олег Трусов, в прошлом депутат Верховного совета 12-го созыва, а сейчас председатель «Таварыства беларускай мовы», рассказывал про привилегии депутатов белорусского парламента в начале 90-х.

— Кстати, а сколько получали депутаты Верховного совета 12-го созыва?

— Большая часть депутатов Верховного Совета 12-го созыва зарплату получала по месту основной работы, иногородним разве что на время сессии выдавали командировочные, оплачивали гостиницу. Бесплатный проезд по территории республики (только когда депутата командирует Верховный Совет), бесплатный проезд по своему округу и по Минску — вот и все льготы.

На постоянной работе в Верховном Совете были заняты председатель комиссии (он же член президиума), зампред комиссии, секретарь. В 1992−95 гг. я работал в Верховном Совете уже на профессиональной основе — меня выбрали зампредом комиссии. Тогда моя зарплата приравнивалась к зарплате замминистра. А зарплата председателя комиссии — к зарплате министра, но не самого основного.

— И какую сумму она составляла?

— Трудно сказать точно — тогда как раз была бешеная инфляция, самый ее пик… Какие-то миллионы…

Когда меня только избрали депутатом, моя зарплата была очень высокой — 700−800 советских рублей, это были бешеные деньги. Я работал на сделке по бригадному подряду, руководил крупным подразделением реставрации. Когда мне первый раз предложили перейти в Верховный Совет на профессиональную работу, я спросил: «Сколько вы мне будете платить?» И они мне назвали, на их взгляд, большую сумму: 300 рублей. Поэтому долгое время переходить на работу в ВС я отказывался. И только с 1992 г., после голосования в Верховном Совете, мне приказали перейти, отказаться я не мог. Если бы я остался на сделке, зарабатывал бы больше. С голоду не умрешь, конечно, но жировать не будешь.

— Но одежду-то на сезон вы могли себе позволить купить?

— Не мог: в 1990−91гг. одежды в свободной продаже просто не было, и ни за какие деньги купить ее было нельзя. Мне выдавали карточку потребителя, талоны-купоны, и я мог с ними идти куда угодно. До сих пор помню, как купил по талонам какую-то куртку…

Я точно помню: выбрали меня депутатом, а нормального, солидного костюма у меня нет, до этого я ходил все время в куртках. Обошел весь Минск, купил ткани, а сшили мне два костюма-«тройки» в ателье в Пинске: это было дешевле и без такой очереди, как в столице.

— Среди депутатов велика была дифференциация?

— Большинство депутатов 12-го созыва выглядели как с иголочки — это была партийная элита, номенклатурщики: секретари райкомов, обкомов, ЦК. У них были и деньги, и костюмы — это были самые богатые люди БССР. Мы — медики, учителя, интеллигенция, несколько рабочих, когда заходили в зал, сразу, уже по одежде видели, какие мы бедные по сравнению с ними. У нас был один депутат, у которого просто не было обуви — он пришел в Верховный Совет в драных туфлях. Он даже на сессии поднимал вопрос: «Как мне купить туфли?»

— А как обстояло дело с питанием?

— Была столовая Совмина, обслуживали нас официанты. Цены были на уровне обычного кафе в центре Минска. Поесть в перерыв там мы могли без очереди — простых людей с улицы милиция в эту столовую не пускала. Работала система комплексных обедов. Был еще и буфет, где можно было взять кофе или чай.

— А как же разносолы?

— Никаких разносолов у нас не было. ЦК имел доступ к столу заказов — у депутатов такого не было. А в столовой была нормальная, здоровая еда: шницель, мясо, компот… Красной и черной икры там не подавали.

531 человек. Избиркомы в ближайшие дни установят плакаты с данными претендентов в депутаты. Избиратели смогут посмотреть в том числе информацию об их доходах и имуществе. сайт посмотрел, какие заработки задекларировали нынешние депутаты, которые решили повторно выдвигаться в парламент. Эта информация опубликована в открытых источниках.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко за 2018 год задекларировал доход в 72,1 тысячи рублей. В собственности — квартира и земельный участок в Минске.

У депутата Леонида Брича , который занят в парламентской комиссии по экономической политике, в прошлом году был доход в 39,7 тысячи рублей. В собственности у него значатся квартира в Бресте (76,1 квадратного метра), гараж, жилой дом и земельный участок в Жабинковском районе, легковой автомобиль «Фольксваген-Пассат» 2013 года выпуска и прицеп «Немига-2». У депутата есть ценные бумаги предприятия «Надзея-Пинск».

Депутат Анатолий Дашко , который занят в парламентской комиссии по труду и социальным вопросам, за 2018 год задекларировал доход в 38,9 тысячи рублей. Он задекларировал автомобиль «Фольксваген-Джетта» 2008 года выпуска.

Доход почти в 39,9 тысячи рублей за прошлый год был у депутата Ирины Кралевич . Из имущества — жилой дом в 154,4 квадратного метра в Мозыре, земельный участок в 0,0993 гектара в Мозыре (на праве пожизненно наследуемого владения), легковой автомобиль Renault Duster 2014 года выпуска. Депутат занята в парламентской комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы.

Депутат Леонид Писаник задействован в парламентской комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту. Его прошлогодний годовой доход — 45,8 тысячи рублей. Из имущества — квартира в Мозыре общей площадью 84,4 квадратного метра, легковой автомобиль Suzuki XL 7 2007 года выпуска.

Доход в 39,1 тысячи рублей задекларировала за прошлый год председатель постоянной парламентской комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Валентина Ражанец . В собственности у депутата значатся квартира общей площадью 46,7 квадратного метра в Слуцке и чеки «Имущество», сообщает kurjer.info.

Депутат Ирина Рынейская занята в парламентской комиссии по образованию, культуре и науке. Ее прошлогодний годовой доход — 39 тысяч рублей. В собственности — половина жилого дома в 55,3 квадратного метра в Бобруйске и половина земельного участка в 0,094 гектара в этом же городе, пишет «Вечерний Бобруйск».

Доход почти в 63,1 тысячи рублей за прошлый год задекларировал депутат Игорь Марзалюк . У него в собственности квартира в Могилеве общей площадью 62,8 квадратного метра, сообщает mogilev.online.

У депутата Ольги Петрашовой за 2018 год был доход почти в 40 тысяч рублей. У нее в совместной собственности квартира и автомобиль «Фольксваген-Гольф», отмечает могилевское издание.

Информацию о декларациях о доходах и имуществе кандидатов в депутаты избиркомы должны донести до избирателей одним из двух способов: опубликовать в печатном СМИ или разместить в общем плакате с биографическими данными кандидатов в депутаты.

Будем признательны нашим читателям за помощь в сборе информации о декларациях кандидатов в депутаты. Просим присылать фотографии стендов и (или) газетных вырезок с данными о декларациях кандидатов в депутаты. Можно также прислать ссылки на сайты окружных комиссий или изданий, на которых размещена эта информация. Просим писать на e-mail: [email protected] с пометкой «выборы». С нами также можно связаться через страничку в