Проблемы развития малого предпринимательства в рк. Что мешает развитию малого и среднего бизнеса в РК? Библиографический список использованной литературы

Бизнес планы

На начальных этапах становления Казахстана как независимого государства предпринимательство характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура были нерациональными. Усиливалась криминализация бизнеса. Попытки управления предпринимательством тогда носили эпизодический и ненаучный характер. Не была своевременно отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.

Причины этого состояли не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо имелись просчеты как стратегического, так и тактического характера.

В 1997 г. на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 26 апреля № 665 «О создании фонда развития малого предпринимательства» во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» было образовано АО «Фонд развития малого предпринимательства».

Основная цель создания Фонда состояла в стимулировании становления и экономического роста субъектов малого предпринимательства в Республике Казахстан, повышении эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку малого бизнеса. Также можно выделить следующие подцели - эффективное использование собственных финансовых средств и средств, выделяемых государством на развитие малого предпринимательства, то есть создание доступной системы кредитования малого бизнеса (особенно начинающего), оказание консультационных и информационных услуг.

Основные направления АО «Фонд развития малого предпринимательства» по поддержке субъектов малого предпринимательства:

Финансово-кредитная поддержка среднего и малого предпринимательства (СМП);

Учебно-методическая, информационно-аналитическая и консалтинговая поддержка предпринимательства;

Развитие Центров поддержки предпринимательства при территориальных подразделениях АО «ФРМП» и МКО.

В конце 2007 г. изменился статус Фонда АО «Фонд развития малого предпринимательства» на АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»» и, как следствие, происходит расширение соответствующих полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Из финансового института Фонд трансформируется в оператора по управлению активами средств, выделяемых государством: разработаны и реализуются новые направления деятельности по финансовой поддержке субъектов МСП и информационно-аналитической и консалтинговой поддержке субъектов МСП.

В современном аспекте экономической ситуации в мире и, конечно же, в Казахстане стране поддержка малых предпринимателей становится все более актуальной. Так, например Народный банк Казахстана в 2009 году осуществлял ряд бизнес-услуг, способствующих развитию малого и среднего бизнеса в Казахстане. Была реализована «Программа кредитования для Малого и Среднего Бизнеса» совместно с АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» за счет средств АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».

Основные условия данной программы:

Эффективная ставка вознаграждения - до 12,5% годовых;

Максимальная сумма кредитования - до 750 млн. тенге;

Срок кредитования - до 7 лет.

Цель финансирования:

развитие бизнеса - пополнение оборотных средств;

инвестиции: приобретение движимого имущества - ремонт зданий, помещений коммерческого назначения;

приобретение недвижимого имущества - земельных участков, строительство для коммерческих целей.

Необходимые условия для получения займа:

наличие действующего бизнеса;

отсутствие отрицательной кредитной истории;

отсутствие просроченной задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

Анализируя нынешнее состояние управления малого бизнеса в РК, можно выделить целый ряд негативных факторов. Сами предприниматели, особенно при условии анонимности, традиционно говорят о повсеместной коррупции, о почти непреодолимых бюрократических барьерах, о по-прежнему высоких налогах на малый бизнес, что не может не отразиться на качестве менеджмента на малых предприятиях. Так, около 6 тыс. малых предприятий Костанайской области выплачивают почти 20% налогов с юридических лиц. Это при том, что многие экономисты считают, что размеры бюджетного профицита Казахстана вполне позволяют вообще освободить от налогов таких предпринимателей на период их становления .

Однако правительство РК пока не обещает налоговых каникул, мотивируя это тем, что малый бизнес и так развивается своим чередом. Показателен недавний отрицательный ответ Министерства экономики и бюджетного планирования, которое по поручению президента Назарбаева рассмотрело обращение инициативной группы парламентариев РК и руководителей Общенационального союза предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен». В обращении, адресованном главе государства, содержалось предложение ввести в стране налоговые каникулы для предприятий малого бизнеса, причем только производственного сектора, сроком на шесть лет. Свой отказ Министерство мотивировало тем, что «предоставление предлагаемых налоговых каникул для предприятий малого и среднего бизнеса негативно повлияет на повышение конкурентоспособности предприятий, тем более перед вступлением в ВТО». В общем, Всемирная торговая организация оказалась виноватой…

Малый бизнес объявлен президентом страны «священной коровой». Однако прежде чем получить от коровы молока, нужно изрядно потрудиться. Так и государству для того, чтобы получать отдачу от развития малого бизнеса, нужно помогать его становлению. Но на деле со стороны государства дальше разговоров дело не идет. Чтобы открыть свое, пусть и не большое дело, нужен стартовый капитал. Об этом еще Карл Маркс писал. Само название «малый бизнес» говорит о том, что у его организаторов, как правило, оборот небольшой. Поэтому зачастую банки такой бизнес кредитуют неохотно. А уж начинающему предпринимателю получить кредит вообще очень сложно. Вот и получается замкнутый круг: бизнес развивать нужно, а оборотных средств не хватает. Банковские кредиты своими процентами кусаются. И все же, как верно подметил литературный классик, «заграница нам поможет».

Германская организация GTZ - германское общество по техническому сотрудничеству, которая взялась помочь нашим предпринимателям, выделив для этого 238 тысяч евро. Для распределения этих денег при «Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области» был создан фонд с почти одноименным названием - «Фонд содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области». Но не одних немцев волнует развитие малого бизнеса. В состав учредителей ассоциации входит целый ряд предпринимателей, только уже крупного бизнеса, которые также выделили средства для кредитования.

Одной из наиболее сложных проблем в управлении, не зависящей от «человеческого» или точнее «чиновнического» фактора, является отсутствие у большей части малых предприятий достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки же в силу низкой залоговой способности мелкого предпринимательства переносят стоимость риска на кредиты путем щедрого увеличения процентной ставки по займам.

Чтобы получить кредит из «Фонда содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области», малое предприятие должно иметь в своем штате не более 10 человек. Максимальный размер кредита 10 тысяч евро, в тенговом эквиваленте со сроком погашения до 4 лет. Процентная ставка 14% годовых. Первый год предприниматели от погашения основного долга освобождаются.

Результаты совместной с немцами работы впечатляют. За год работы в фонд поступило 18 заявок на получение кредита. Пятерым в нем было отказано. Оставшиеся 13 предпринимателей кредиты на развитие своего бизнеса получили. И как результат - в Костанае появились новые СТО, кафе, фитнес-клуб и деревообрабатывающий цех. Пять кредитов получили для развития своего хозяйства крестьяне и фермеры.

Содействие предпринимателям со стороны госструктур в решении проблемы недостатка основного капитала также предполагается оказывать посредством введения протекционистских мер по адресной продаже, упрощенной передаче в аренду и управление субъектам предпринимательства, оставшихся в государственной собственности основных фондов. Речь идет о продаже и передаче зданий, сооружений, земельных участков, неиспользуемых или неэффективно используемых производственных площадей и оборудования, объектов незавершенного строительства.

В малом бизнесе можно определить еще и следующую проблему, это нежелание предпринимателей заниматься инновационной деятельностью, так как это является весьма затратным и рискованным. Также в этой стези существует психологический барьер удовлетворенности достигнутыми результатами, что соответственно приводит к нежеланию развивать новую деятельность частными предпринимателями. Развитие этого направления бизнеса позволило бы насытить рынок высокотехнологичной продукцией в небольших партиях, малые предприятия могут «найти себя» в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые фирмы, например в развитых странах, утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий.

Еще одной проблемой, не нашедшей до сих пор своего решения, является сосредоточенность малого бизнеса в торговле, причем в немалой степени в теневой ее разновидности. Масштабы мелко-теневого бизнеса можно себе представить, если проанализировать следующие цифры. По официальной статистике, то есть на основе регистраций, доля малого бизнеса в ВВП страны составляет лишь 31 %. Если же считать вместе с так называемым самозанятым населением, иначе говоря, «теневиками», эта цифра достигает реальных 45%.

Власти предпочли бы рост малых предприятий в производстве, особенно в инновационной сфере. Именно в этой области государство готово оказать предпринимателям действенную поддержку, а на торгово-закупочную и посредническую деятельность такая помощь в настоящее время не распространяется. Определенные надежды у мелких предпринимателей вызывает позиция Министерства индустрии и торговли, руководители которого неоднократно заявляли, что их ведомство осознает крупные проблемы малого бизнеса.

Одной из причин недостаточного развития сегмента коммерции является острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей.

Но не все так плохо, все же количество предпринимателей с каждым годом заметно растет. Причем, выбор большинства из них останавливается на торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования.

Ученым советом Института экономики Министерства образования и науки Республики Казахстан была произведена систематизация проблем развития малого предпринимательства и предложен механизм совершенствования политики государственной поддержки (см. Таблицу 7).

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что позиция и настроения казахстанских чиновников в отношении инициатив в малом секторе экономики останутся важными на обозримую перспективу. При отсутствии политических партий, артикулирующих интересы малых предпринимателей, единственным разработчиком общей концепции развития такого предпринимательства остаются государственные ведомства. Ведь малые предприниматели так и не стали соразработчиками правил игры в казахстанский капитализм. Той самой игры, в которой им декларируется столь важная роль.

Таблица 7 - Существующие трудности и барьеры на пути малого предпринимательства и предлагаемые способы их преодоления

Существующие трудности и барьеры на пути предпринимательства

Предлагаемые способы преодоления трудностей и барьеров

1. Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин, оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств.

Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.

Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).

Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа - переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов).

Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития и др.) для финансирования проектов малого предпринимательства.

Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям.

Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании объектов предпринимательства.

2. Институциональные: недостаточное развитие института предпринимательства.

Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане.

Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм.

Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для малого бизнеса.

Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов.

Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес инкубаторов, информационно-аналитических центров, научно-исследовательских и консультационных центров.

3. Образовательные: недостаток систематических знаний, навыков и опыта организации и управления бизнесом в рыночных условиях.

Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов.

Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний.

Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров.

Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей.

4. Государственные: бюрократизм, коррупция, вымогательство.

Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан.

Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов малого предпринимательства.

Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства, рэйдерства и шантажа под угрозой применения силы.

Создание структур по защите собственности и бизнеса.

5. Информационные: слабый уровень распространения положительного опыта с СМИ, слабая информированность предпринимателей и общества.

Усиление пропаганды развития малого предпринимательства в СМИ и в сети электронной информации.

Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса в сети Интернет.

Организация специальных циклов передач по радио и телевидению.

Известно, что в основе успеха любого бизнеса лежит хорошая идея, обоснованность принимаемых решений и эффективность выполняемых операций. Принцип верен и для сектора малого бизнеса. Программное обеспечение как крупных корпораций, так и представителей малого и среднего бизнеса надежно заняло свое место на рынке.

Несмотря на принимаемые меры, малый бизнес и управление им в Казахстане по-прежнему сталкивается с проблемами, тормозящими его развитие и не позволяющими стать основой стабильности казахстанского общества и экономического роста страны: нехватка финансирования и ограниченный доступ к инвестициям; отсутствие четких приоритетов координации и управления, эффективного механизма обмена информацией.

В любой стране - и Казахстан не исключение - малый бизнес является «питательной средой» для выращивания заветного среднего класса. Того самого класса, без которого трудно представить политически стабильное государство, свободную от олигархического давления экономику, достойный уровень занятости населения, рассудительный, но не равнодушный электорат.

На современном этапе индустриально-инновационного развития Казахстана субъекты малого бизнеса призваны сыграть основную роль в реализации инновационных проектов и создании конечного конкурентоспособного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала. Согласно Стратегии индустриально-инновационного развития решающий перелом произойдет в развитии малого и среднего, особенно, инновационного бизнеса. В стране резко сократится доля нерыночных секторов экономики. Будет обеспечена прозрачность финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Произойдет рост капитализации банков и снижению банковских кредитных рисков. Это, в свою очередь, создаст необходимые предпосылки для роста инвестиционных ресурсов, снижения до 3 - 4% ставок по кредитам, расширения доступа малого и среднего бизнеса к банковским кредитным ресурсам. Укрепление доверия к банковским и другим финансовым институтам позволит решить проблемы трансформации валовых сбережений в инвестиции в обрабатывающий сектор.

Малому бизнесу Казахстана отводится одна из ведущих ролей в формировании его рыночной экономики. Сфера малого бизнеса является наиболее приоритетной в среде государственной экономической политики. Безусловно, существенного влияния на экономику государства малый бизнес Казахстана не оказывает, но в промышленно развитых странах на его долю приходится более половины валового внутреннего продукта. Постепенно малое предпринимательство становится массовой, динамично развивающейся частью деловой жизни .

Одним из приоритетных направлений экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы. Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030» . Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

В ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы за 2005-2009 гг. достигнуты следующие результаты:

разработан и принят ряд законодательных актов, был принят новый закон РК от 31 января 2006 года № 124 «О частном предпринимательстве»;

приняты меры по сокращению и систематизации контрольных и надзорных функций государственных органов в области малого и среднего предпринимательства;

разработана экономическая модель развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода;

созданы порядка 160 микрокредитных организаций в большинстве районных центрах и малых городах;

проведена поэтапная передача непрофильных функций предприятий и акционерных обществ с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;

в течение трех лет увеличены объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до 95 млрд. тенге;

положено начало создания региональных социально-предпринимательских корпораций (СПК) в регионах страны.

Начиная с 2007 года в Казахстане были созданы СПК в каждом регионе, всего их 7. Они все являлись Национальными компаниями и деятельность их регламентировалась государством. Однако, в настоящий момент АО «СПК «Тобол»», созданная для поддержки бизнеса в Костанайской и Северо-Казахстанской области» прошла процедуру реорганизации и не является Национальной компанией. Миссия всех СПК - социально-экономическое развитие региона

Задачами СПК являются:

Выявление государственных активов, наиболее привлекательных для развития бизнеса;

Вовлечение бизнес - структур в деловые отношения;

Создание эффективных и конкурентоспособных производств;

Формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций и инноваций;

Диверсификация экспортного потенциала Казахстана;

Корпоративное управление процессами компании;

  • - внедрение принципов социальной ответственности бизнеса в регионах;
  • - создание конкурентоспособных, экспортоориентированных производств на основе государственно-частного партнерства;
  • - формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций и внедрения инноваций;
  • - реализация бизнес - проектов, в том числе на основе концессий и кластерной инициативы;
  • - создание институциональных условий для развития малого и среднего бизнеса;
  • - направление прибыли на решение региональных социальных проблем;
  • - обеспечение прорывного развития регионов путем консолидации государственных активов и предпринимательской инициативы;
  • - продвижение экономического имиджа региона на внутреннем и внешнем рынках;
  • - повышение производительности малого и среднего предпринимательства путем развития кластерного производства и внедрения новых технологий;
  • - реабилитация, реструктуризация государственных предприятий, развитие на их основе новых конкурентоспособных производств и технологий;
  • - формирование базы бизнес - проектов, финансирование и создание условий для их реализации.

В настоящее время в разработке СПК «Тобол» находится более 40 проектов, которые направлены на создание совместных предприятий в субъектами как малого так и среднего бизнеса, с целью оказания помощи предпринимателям .

Кроме того, в Казахстане в 1997 году образован АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (упоминание о данном фонде уже было в дипломной работе).

Единственный акционер фонда- национальный управляющий холдинг АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-?азына»

Миссия фонда «Даму»:

Содействие качественному развитию МСБ в Казахстане

Стратегическая задача:

  • ? Интеграция мер поддержки предпринимательства
  • ? Предоставление МСБ широкого спектра финансовых и нефинансовых инструментов поддержки.

Программа финансовой поддержки АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»» представлена на Рисунке 6.

Рисунок 6. Программа финансовой поддержки АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»»

На рисунке отражено, что Фонд принимает активное участие в финансировании субъектов МСБ через банки, способствует развитию финансового лизинга, развивает программы развития МКО и программы прямого кредитования.

Программа нефинансовой поддержки АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» представлена на Рисунке 7.


Рисунок 7. Программа нефинансовой поддержки АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»»

Программа нефинансовой поддержки направлена на развитие инфраструктуры поддержки бизнеса: образование, информационная поддержка, консультационная поддержка, обратная связь .

Кроме того, АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»» является финансовым агентом принятой в Казахстане программы «Дорожная карта бизнеса 2020». Программа разработана для реализации послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Программа является одним из механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы.

Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Программа будет осуществляться в два этапа:

* 1-й этап - с 2010 по 2014 год.

При этом 2010 год является пилотным, в котором решение задач Программы будет реализовано по трем направлениям: поддержка новых проектов, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортеров. В 2011-2014 гг. решение задач будет реализовано по двум направлениям: поддержка новых проектов и поддержка экспортеров.

* 2-й этап - с 2015 по 2020 год по двум направлениям: поддержка новых проектов и поддержка экспортеров.

В рамках программы Казахстан в 2011 году может втрое увеличить объем финансирования на развитие предпринимательства.

В 2010 году на реализацию программы в республиканском бюджете предусмотрено 30 миллиардов тенге.

Программа будет реализована в трех направлениях: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора и поддержка экспортоориентированных производств.

Реализация первого направления программы будет осуществляться через следующие механизмы: субсидирование ставки вознаграждения, гарантирование ставки вознаграждения, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, сервисная поддержка ведения бизнеса.

В рамках первого направления субсидирование осуществляется по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства. Банки снижают ставку вознаграждения для одного заемщика до 12%, из которых 7% оплачивает должник, а 5% - компенсирует государство.

Второе направление реализации программы направлено на оздоровление предприятий, в рамках которого может оказываться такая поддержка, как субсидирование предприятию-должнику процентной ставки по уже имеющимся кредитам банков и на новую задолженность в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта; предоставление должнику отсрочки по выплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) сроком до трех лет без начисления пени; другие мероприятия по оздоровлению предприятий в рамках плана финансово-экономического оздоровления, в том числе по задолженности перед внутренними кредиторами по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже.

Третье направление направленно на поддержку предпринимателей экспортирующих продукцию на внешние рынки.

В целом реализация программы будет способствовать усилению роли малого и среднего бизнеса в процессе индустриализации, повышению производительности труда в обрабатывающей промышленности, увеличению доли несырьевого экспорта .

В разделе 3.2 дипломной работы были определены основные проблемы ведения малого бизнеса в Казахстане. Решение этих проблем практически невозможно без участия государства, поэтому, итоги проведенного анализа, подтверждают, что перспективы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане активно поддерживаются государством. В рамках государственной поддержки разработан ряд программ и создан ряд институтов инфраструктуры, способствующих развитию малого бизнеса. Направления этих программ позволяют устранить такую проблему малого бизнеса, как недостаток финансового капитала, а также нефинансовые мероприятия позволяют обеспечить нормальное информационное обеспечение бизнеса, а также повысить образовательный уровень предпринимателей, проводить консультации по ведению бизнеса.

Таким образом, можно определить следующие перспективы развития малого бизнеса в Казахстане:

  • - финансирование бизнеса по льготным кредитным ставкам;
  • - инвестирование приоритетных отраслей;
  • - поддержка экспортоориентированных производств.
  • - развитие инфраструктуры бизнеса;
  • - поддержка новых бизнес-инициатив.

Со стороны предпринимателей, для развития бизнеса в Казахстане требуется их активное участии в проектах, инициатива и стремление к развитию инновационной деятельности.

Выходные данные сборника:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

Х алимов Максат Кайратович

магистрант 2-курса экономического факультета, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана

E- mail : altynmaksgmail . com

Стратегический курс руководства республики на вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира приводит к развитию малого предпринимательства как мощной экономической силы. В условиях реализации Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе и внешнеэкономических, активизация производственной и инновационной деятельности.

Своевременное вмешательство и оказание финансовой поддержки государством в конце 2007 года в рамках антикризисной программы позволило сократить снижение объемов кредитования субъектов малого предпринимательства банками и даже стимулировало рост кредитования в 2008 году. Кроме того, в результате государственной поддержки в структуре совокупного ссудного портфеля коммерческих банков доля кредитов малому бизнесу выросла до 22 % .

В республике создана определенная база для развития малого и среднего бизнеса. Количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса ежегодно увеличивается. Так, за 5 лет (2005-2009 гг.) их количество возросло с 621 тыс. до 716 тыс. ед., в результате доля активных субъектов малого предпринимательства увеличилось до 67 % в 2009 году .

Объем продукции, произведенной в 2005-2009 гг., субъектами малого и среднего предпринимательства увеличился с 1235 млрд. тенге до 2182 млрд. тенге. При этом доля продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего бизнеса в ВВП, сохранилась на среднем уровне 15-16 % с незначительным снижением в 2008 году .

В разрезе отраслей наибольшая доля выпущенной продукции от общего объема продукции субъектов малого предпринимательства приходится на сферу торговли (37 %), сельского хозяйства - 23 %, наименьшее количество субъектов малого предпринимательства работает в промышленном секторе (3 %) и строительстве - 4 %, в сфере транспорта и связи функционируют 8 % СМП .

Численность занятых в сфере малого бизнеса составляет 1,8 млн. чел, что составляет 23 % от общей численности занятых по Казахстану, из них 50 % приходится на ИП, по 25 % предприятия малого бизнеса и крестьянские хозяйства. Как и количество СМП, численность занятых в малом предпринимательстве стабильно росла до 2008 года, в течение которого произошел спад. В 2009 году рост возобновился .

Сравнительный анализ малого предпринимательства в Казахстане с развитыми странами показывает заметное отставание по таким показателям как вклад в ВВП и занятость населения, при том что, как и в развитых странах, в Казахстане СМП представляют более 90 % всех хозяйствующих субъектов. Так, доля ежегодных объемов выпуска продукции субъектами МСБ в развитых странах составляет от 43 % (Канада) до 57 % (Германия) ВВП. В Казахстане его доля ниже почти в 3 раза и составляет 15 %. По доле населения, занятого в секторе МСБ, в общей занятости показатели нашей страны так же гораздо ниже, чем в развитых государствах: на протяжении последних 5 лет в Казахстане этот показатель держится на уровне 23 %, в развитых странах от 47 % (Канада) до 75 % (Япония) .

По отраслевой структуре сектор СМП Казахстана также имеет значительные отличия от зарубежных аналогов: почти 40 % СИП Казахстана занято в сфере оптовой и розничной торговли, более 20 % функционируют в сельском хозяйстве. В США структура малого бизнеса выглядит иначе: преобладание сферы услуг (58 %), более 20 % субъектов МБ осуществляют деятельность в сферах строительства и торговли. В европейских странах наибольшее количество субъектов МСБ сконцентрировано в сфере услуг: в Великобритании - 23 %, в Польше - 35 %. При этом, в Великобритании сектор МСБ наиболее диверсифицирован: 21 % субъектов МСБ задействовано в сфере строительства, 12 % в торговле,7 % в промышленности, 27 % в других отраслях, включающих операции с недвижимым имуществом и финансовую деятельность .

В развитых странах ответственность участников рынка и предпринимательской деятельности, как правило, основана на механизме «репутации» и риске потери профессии или лишения возможности работы на рынке или банкротства бизнеса.

Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства, особенно в местностях, далеко расположенных от финансовых и промышленных центров республики, специалистами называются:

· низкий уровень платежеспособности населения, особенно в сельской местности, связанный с высокой степенью безработицы и большой долей населения, проживающего за чертой бедности;

· недостаток оборотных средств;

· недостаточное оснащение предприятий высокопроизводительным оборудованием в силу его высокой стоимости;

· недостаток качественного сырья и полуфабрикатов;

· низкая конкурентоспособность продукции местных малых предприятий в сравнении с импортными аналогами;

· некредитоспособность субъектов малого бизнеса (особенно предприятий по переработке сельхозсырья);

· недостаточное количество финансовых и научных учреждений;

· низкий образовательно-культурный уровень населения;

· неразвитость коммуникаций.

Анализ, проведенный Институтом экономических исследований МЭиБП РК, выявил основные проблемы кредитования малого бизнеса в коммерческих банках. Лидирующее положение занимает высокий ссудный процент. Кроме того, к данным проблемам относятся:

· краткосрочность выдаваемых кредитов;

· отсутствие льготного периода;

· большое количество документов при подаче заявки на кредит;

· проблемы с залоговым обеспечением;

· отсутствие информации о зарубежных и отечественных линиях кредитования;

· недостаточное количество организаций, оказывающих консалтинговые услуги при оформлении кредитов;

· проблемы со стартовым кредитованием нового бизнеса.

В целом, анализ показывает, что в Казахстане наблюдается начало восстановительных процессов в данном секторе, происходит рост абсолютных показателей СМП, однако имеются негативные тенденции относительных показателей (доля продукции СМП в ВВП, структура отраслевого развития).

Результаты вышеприведенного обзора подчеркивает необходимость дальнейшего государственного координирования малого бизнеса в целях корректировки и улучшения негативных тенденций развития малого бизнеса, как с помощью финансовых, так и нефинансовых инструментов.

К основным финансовым механизмам для развития малого бизнеса можно отнести фискальные и кредитно-денежные инструменты. Для развития самозанятости основным нефинансовым рычагом является бизнес-образование. Поэтому развитие малого бизнеса в Казахстане во многом зависит от высококвалифицированных кадров в организации предпринимательской деятельности.

В настоящее время система образования Казахстана находится в поиске модели подготовки высококвалифицированных кадров в области организации бизнеса с учетом специфики экономического развития каждого региона. При этом необходимо совершенствовать структуру образования будущих специалистов в сфере организации бизнеса в целях повышения качества подготовки при получении базового образования, переподготовки и повышения квалификации, совершенствование учебных программ, их расширение в соответствии с потребностями рынка.

Бизнес-инкубатор как объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, инновационных (венчурных) фирм, осуществляет поддержку предпринимателям на ранней стадии их деятельности путем предоставления и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических, маркетинговых и прочих услуг. Бизнес-инкубаторы выполняют государственный заказ по созданию рабочих мест в сфере малого предпринимательства, поэтому результативность и эффективность управления бизнес инкубатором имеет огромное значение для развития МСБ и системы бизнес-образования.

Практические навыки, получаемые преподавателями университета в процессе их взаимодействия с субъектами малого бизнеса, успешно используется в учебном процессе. Наряду с этим студенты имеют возможность реализации собственных бизнес-проектов через бизнес-инкубатор, что способствует апробации их бизнес-идей с целью определения степени подготовленности для создания собственного дела.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для развития МСБ необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий:

1.Мониторинг факторов, определяющих угрозы отечественному бизнесу в условиях Таможенного Союза.

2.Совершенствование системы экономических отношений для малых предприятий в сфере производства, с целью обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке.

3.Оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на продукцию предприятий малого и среднего бизнеса с целью оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественного предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках.

4.Введение системы минимальных гарантированных цен субъектам малого бизнеса, обеспечивающих им достаточный уровень доходности.

5.Осуществление гибкого налогообложения субъектов малого бизнеса, деятельность которых связана с производством товаров, предоставление налоговых льгот тем производителям, которые вкладывают средства в развитие приоритетных отраслей и в производство продукции, или же придерживаются принципа устойчивого развития производства с соблюдением экологических норм.

6.Умеренная протекционистская политика по защите интересов субъектов малого бизнеса.

7.Повышение инвестиционной привлекательности субъектов малого бизнеса, введение налоговых и других льгот, которые будут способствовать переоснащению материально-технической базы предприятий малого бизнеса.

8.Регулирование объемов экспорта и импорта по основным стратегическим видам товаров, производимых субъектами малого бизнеса.

9.Реализация целевых программ по восстановлению и развитию приоритетных отраслей экономики, в котором субъекты малого бизнеса могут занять наибольшую долю рынка.

10.Прямое финансирование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства через финансовые институты государства.

11.Для казахстанских предприятий, которые уже готовы использовать франчайзинг как эффективное средство для расширения своего бизнеса, наиболее подходит модель регионального франчайзинга. Рекомендуется использовать региональный франчайзинг, когда головное предприятие решает охватить своей деятельностью какой-то географический район (территорию). Для этого района подбирается главный франчайзи, который включен в разделение платежей и взносов в общий рекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно предоставляет франчайзер, для этого он платит лицензионные взносы, а так же взносы на рекламу непосредственно головной компании-франчайзеру.

Необходимо внести изменения в действующее законодательство по вопросам регистрации франчайзинговой деятельности. По примеру западных стран, регистрацию франчайзинговой фирмы должен осуществлять покупатель франшизы, в то время как согласно отечественной практике регистрацию должен осуществлять продавец. Необходимо законодательно закрепить ответственность за незаконное использование и копирование торговых марок и брендов, поскольку отсутствие институциональной защиты товарных знаков негативно отражается на общей тенденции развития франчайзинговой деятельности в Казахстане.

Список литературы :

  1. Малое предпринимательство: теория, мировой опыт и Казахстан / А.К. Кошанов, Е.Б. Жатканбаев, А.А. Рамазанов и др.; Под ред. Е.Б. Жатканбаева; КазНУ им. аль-Фараби, 2009. - 3-8 с.
  2. Официальный сайт Агентства по статистике Республики Казахстан. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.stat.kz/Pages/default.aspx (дата обращения 12.01.2010).
  3. Предпринимательство в Республике Казахстан: Офиц. текст по состоянию на 1 февр. 2010 г.: [Сб. нормат. актов]. - Алматы: Юрист, 2010. - 9-12 с.
  4. Экономика и статистика. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения. Современное состояние малого бизнеса в РК. - 2009. - № 4. - 52 с.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса Казахстана в едином экономическом пространстве. Как свидетельствует мировой опыт, конкурентоспособность является особо важным фактором развития экономики любой страны и наилучшим показателем экономической эффективности хозяйственного комплекса. В связи с этим ниже рассмотрены вопросы конкурентоспособность малого и среднего бизнеса как важный фактор развития экономики страны.

Для выявления ключевых факторов развития бизнеса и выработки соответствующих политик, в мировой практике принято анализировать состояние малого и среднего бизнеса (далее МСБ), так как данный фактор — это стержень устойчивого гражданского общества, от развития которого зависит благосостояние всех стран, и Казахстана в том числе. Малый и средний бизнес не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.

Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день в развитых странах мира на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора.

«Казахстан поставил перед собой масштабную цель – войти в тридцатку наиболее развитых экономик мира. Сильная экономика – это сильное предпринимательство, высокая конкурентоспособность отечественных предприятий. Поддержка отечественного бизнеса обозначена мной как второе по важности направление нового политического курса», – сказал Президент Казахстана.

В этой связи Глава государства подчеркнул, что данный вектор долгосрочных действий включает ряд системных задач: «Во-первых, казахстанское предпринимательство должно стать движущей силой национальной экономики. Долю малого и среднего бизнеса необходимо увеличить, как минимум, вдвое. Во-вторых, поставлена масштабная задача провести вторую волну приватизации. Её субъектами должны стать дееспособные и эффективные казахстанские предприниматели. В-третьих, надо оперативно выработать и реализовать меры, которые будут стимулировать ускоренный переход мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних. В-четвертых, важно создавать условия для кооперации бизнеса, особенно на региональном уровне. Следует также обсудить проект модели обязательного участия предпринимателей в Национальной палате предпринимателей. В-пятых, новому политическому курсу должны соответствовать новые принципы участия государства в вопросах регулирования экономической деятельности. В том числе речь идёт о качественном уровне государственной поддержки предпринимателей».

Повышение конкурентоспособности страны становится особенно актуальным в свете вступления Казахстана в Единое Экономическое Пространство и Всемирную Торговую Организацию. Президент Казахстана отметил, что государству также необходимо осуществить ряд принципиальных изменений в своей работе. В частности, нужно принять важные институциональные решения и продолжить работу по совершенствованию налогового и таможенного администрирования.

С 1 января 2012 года вступили в силу международные договоры, что означает начало работы по обеспечению свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. А в последующие годы будут решены вопросы тарифов и доступа к естественным монополиям – железным дорогам, нефте- и газопроводам, энергосетям. Задача государства состоит в том, чтобы каждый человек, каждое предприятие и организация почувствовали преимущества развития бизнеса и многостороннего сотрудничества наших стран в условиях функционирования Таможенного союза и формирующегося Единого Экономического Пространства. Необходимо и далее повышать конкурентоспособность экономики, развивать собственное производство, открывать рабочие места.

Реалии сегодняшнего дня достаточно жесткие и они с одной стороны справедливы — люди должны потреблять конкурентоспособный товар, хороший как по цене, так и по качеству. В любом случае в новых условиях кто-то что-то теряет, а кто-то получает. В рамках Таможенного союза и по итогам 2011 года, товарооборот между нашей страной и Россией возрос. Если взять Казахстан, то у нас он вырос почти на 40%. У нас вырос экспорт товаров, но и вырос импорт. Тем ни менее, мы видим, что Таможенный союз — это свобода перемещения товаров, услуг и наших граждан. Это, конечно же, сказалось на активности бизнеса. Есть мнение, что по ряду позиций где-то импорт какой-то страны преобладает, замещает продукцию. Но, тем не менее, и российские, и казахстанские товары активно продвигаются на рынках.

Казахстан активно участвует в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Наша страна, как известно, является инициатором создания Евразийского союза и углубления взаимодействия стран СНГ. С 1 января 2012 года экономика Казахстана функционирует в условиях ЕЭП. Официальные статистические данные также свидетельствуют об активизации торгово-экономических связей РК с государствами-участниками ЕЭП. Так, в январе 2012 года взаимная торговля Республики Казахстан со странами ЕЭП составила 1 475,5 млн. долл. США или на 12,9% больше, чем в январе 2011 года. Какова реальная выгода бизнеса от Таможенного союза и Единого Экономического Пространства? Это, прежде всего, устранение барьеров во взаимной торговле между нашими странами, что значительно ускоряет товародвижение. В частности, для казахстанского бизнеса актуальное значение имеют поставки сырья, фурнитуры из России и Беларуси. А это, в свою очередь, немаловажный фактор для развития обрабатывающей промышленности Казахстана (таких отраслей, как легкая, пищевая, мебельная промышленность).

С созданием Единого Экономического Пространства формируется единый рынок товаров с численностью населения 170 млн. человек и суммарным ВВП около 1,8 трлн. долларов США. Кроме того, между налоговыми органами государств ЕЭП в настоящее время отработан и согласован формат электронного взаимодействия, осуществляется регулярный информационный обмен сведениями из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщиками. Участникам внешнеторговых операций предоставлена возможность отсрочки до 50 дней уплаты НДС и акцизов. Все это, безусловно, является стимулирующим фактором для расширения торгово-экономических связей между нашими странами.

Таможенный союз – это эффективный механизм защиты внутреннего рынка стран-участниц. Как известно, с формированием ТС для Казахстана значительно возрос уровень тарифной защиты. В частности, величина ЕТТ для республики в среднем увеличилась на 4,4% (см. табл.1), что в принципе создает условия для развития отечественной обрабатывающей промышленности, производств готовой продукции. Одной из главных проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, является отсутствие финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей МСБ. Особенно остра нехватка кредитных ресурсов у предпринимателей реального сектора.

С точки зрения банков второго уровня (БВУ) МСБ относится к непривлекательным секторам финансирования. Суммы кредитов, выдаваемых МСБ, составляют около 20% от общего кредитного портфеля БВУ. Структура распределения кредитных средств за последние несколько лет: 1. Торговля – около 40% (наиболее привлекательные клиенты БВУ); 2. Строительство – 16% (последствия мирового финансового кризиса); 3. Промышленность – 10%; 4. Сельское хозяйство – 5% (высокие риски из-за сезонности бизнеса); 5. Транспорт и связь – 2,5%.

Также, главной фундаментальной причиной низкой финансовой привлекательности МСБ является слабая финансовая грамотность и, следовательно, низкое качество инвестиционных предложений (непроработанность проектов, слабый опыт стратегического планирования и реализации долгосрочных проектов).

Для решения вышеперечисленных проблем реализовывается государственное финансирование посредством Стабилизационной программы в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны на 2010-2014 годы и «Дорожной карты бизнеса — 2020». В рамках этой программы предусматривается оказание поддержки в виде субсидирования процентной ставки по новым и действующим кредитам БВУ, гарантирование кредитов банков БВУ, развитие необходимой производственной инфраструктуры, оказание сервисных услуг и подготовка и переподготовка кадров, а также предоставляется финансовая и нефинансовая поддержка начинающим предпринимателям.

Отсутствует единая, унифицированная и централизованная инфраструктура поддержки предпринимательства, обеспечивающая комплексное решение проблем субъектов МСБ бизнеса и наблюдается низкий охват услугами малого предпринимательства в регионах. Для решения данного вопроса запущен масштабный проект бизнес — обучения предпринимателей, осуществляемый Фондом «Даму» в рамках программы «Бизнес — Советник», и охвативший все регионы страны и предоставивший комплекс унифицированных и доступных знаний по созданию и эффективному ведению бизнеса предпринимателям и населению с предпринимательской инициативой.

Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства в зарубежных странах широко используют систему контрактных отношений между МСБ и крупным бизнесом («франчайзинг»). Однако, в Казахстане на сегодняшний момент, франчайзинг в сегменте МСБ занимает лишь 3%. Причиной тому является несовершенство законодательства, недостаточная информированность бизнеса о преимуществах данной схемы организации бизнеса.

Литература:

  1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента народу Казахстана. Алматы, 1997.
  2. Кенжегузин М.Б. Итоги реформ и проблемы нового этапа развития экономики Казахстана // Трансформация экономики Казахстана (итоги, перспективы). Алматы, ИЭ МОН РК, 2002, 264с.
  3. Назарбаев Н.А. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год. Послание Президента народу Казахстана // Казахстанская правда, № 96-97, Алматы, 05.04.03, № 96-97.
  4. Назарбаев Н.А. Послание Президента народу Казахстана. Казахстанская правда, Астана, 19.03.04.
  5. Кенжегузин М.Б. Индустриально-инновационное развитие Республики Казахстан // Саясат-Policy, 2003, № 3, с.4-7.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 г. Утвержден Указом Президента РК от 4 декабря 2001 г., № 735 // собрание актов Президента РК и Правительства РК, № 43-44, Астана, 2001, 452 с

Фото с сайта legalsib.ru

71% субъектов малого и среднего бизнеса наблюдают снижение спроса на свою продукцию и услуги.

Результаты опроса малых и средних предпринимателей в кризисный период, в котором приняли участие более 1200 респондентов, были озвучены на заседании Комитета малого и среднего бизнеса Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», сообщает портал Nur.kz .

При этом 23% респондентов отметили снижение спроса до 20%, падение спроса до 50% наблюдают 28% респондентов, и 20% респондентов отметили снижение спроса более чем на 50%. Самое большое снижение спроса произошло у предприятий, которые работают с населением — 43%, затем идут предприятия МСБ, потребителями которых является бизнес — 30%.

«Основными причинами снижения спроса предприниматели называют низкую платежеспособность населения (39%), низкую платежеспособность бизнеса (33%). Согласно опросу, 42% предпринимателей ничего не предприняли для того, чтобы удержать уровень спроса на их продукцию. 26% отметили, что спрос снизился из-за повышения цены на их продукцию и услуги, 8% заявили о снижении собственных точек продаж и сокращении затрат на продвижение продукции», — рассказали в НПП.

На вопрос, какие они видят собственные способы эффективного сохранения бизнеса в кризис, большинство предпринимателей отметили необходимость выхода на новые рынки сбыта (46%). Повышение эффективности организации как способ сохранения бизнеса отметили — 26%, и только 8% респондентов заявляют о «сокращении штата сотрудников. Рекомендации предпринимателей по сохранению бизнеса в период кризиса можно условно разделить на две группы, которые направлены на улучшение внешних факторов ведения бизнеса, мобилизацию внутренних резервов бизнеса. И только каждый одиннадцатый респондент ориентирован на мобилизацию внутренних резервов своей организации для решения сложившихся проблем (9%).

Все равно кто-то выживет

Известный экономист Петр Своик прокомментировал эти цифры. По его словам, малый-средний бизнес существует не сам по себе, а как обволакивающая среда для фундаментальных для данного типа экономики направлений.

«В развитых странах это, во-первых, обслуживание крупных индустриальных производств и только во-вторых, — обслуживание индустрии потребления, основанной как раз на индустриально-инновационной ренте. Плюс, многообразные виды МСБ, существующие за счет финансовой ренты, извлекаемой из монетарной (инвестиционной и кредитной) первичности развитых стран относительно стран «развивающихся». В Казахстане индустриальной ренты почти нет, есть только сырьевая, лишь в небольшой части опосредованно достававшаяся МСБ, — объяснил он.

По мнению экономиста, сейчас именно ее кризисное сжатие и заставляет сжиматься малый и средний бизнес. Что же касается финансовой ренты, то Петр Своик уверен, что мы были и остаемся донорами внешних (доллар, а в последнее время уже и юань) монетарных метрополий.

«Но проблемы МСБ — лишь отражение общего системного кризиса казахстанской экономики. Причины которого даже не в падении сырьевых цен, а в исчерпании самой модели роста за счет экспорта сырья и импорта готовых товаров, развития за счет иностранных инвестиций и иностранного же фондирования банковской системы. Пока такая модель не начнет меняться, помочь МСБ можно только одним – советом терпеть и приспосабливаться. В конце концов, сфера потребления, в которой казахстанский МСБ только и существует, до конца не умрет. Но и дальше будет опускаться на более низкий уровень, насчет девальвационного или политического «дна» которого можно строить лишь предположения. Все равно, кто-то выживет», — считает экономист.

За 25 лет независимости в Казахстане было предпринято множество попыток реформирования системы образования и науки, что, к сожалению, не привело к созданию ни одного экономического ВУЗа или исследовательского центра мирового уровня. Это приводит к формированию однобокой экономической политики, принятию некачественных и даже вредных экономических решений, составлению некорректных прогнозов развития страны и т. д.

Кризис в экономической науке = кризис в экономике

Переход к рыночной экономике привел к смене парадигмы хозяйствования, что сказалось на качестве подготовки специалистов по многим направлениям экономики. В целях подготовки новых специалистов для нужд новой экономики была образована президентская программа «Болашақ», в соответствии с которой за эти годы не менее половины выпускников получили экономические и связанные с экономикой специальности. Несмотря на это, по сей день страна испытывает дефицит в квалифицированных специалистах по исследованию сложных экономических проблем с использованием современных инструментов планирования и прогнозирования.

Вместе с переходом к рынку мы начали процесс интеграции в мировую науку. Если представители отечественной естественной науки могли что-то предложить мировой науке, публикуя интересные статьи в рейтинговых журналах, то ученые-экономисты страны не могли предложить почти ничего, поскольку

за годы нашей независимости ни одна статья не была опубликована в высокорейтинговых экономических журналах

Согласно рэнкингу по экономике RePEc/IDEAS, Казахстан по состоянию на ноябрь 2016 г. занял 120 место среди 208 стран мира. Впереди такие страны как Нигерия, Кот-д’Ивуар, Боливия, Бангладеш, Шри-Ланка и другие, которые по уровню экономического развития и объему ВВП на душу населения далеко позади нас.

Основными показателями развитости любого направления науки является наличие признанных научных журналов страны, а также количество ученых, вовлеченных в процесс исследования проблем по данной отрасли науки. Что касается числа ученых-экономистов Казахстана, то официальная статистика не дает ответа на этот вопрос, так как не отслеживает количество ученых по отдельным направлениям науки. Но опираясь на данные международных организаций, смело можем сказать, что у нас имеются считанные единицы экономистов, заслуживающих внимания своих коллег из других стран мира. В рэнкинге ученых RePEc/IDEAS от Казахстана присутствует только 4 экономиста, из которых только 2 гражданина РК, а 2 – приглашенные иностранные преподаватели.

Научные журналы страны играют важную роль в накоплении и распространении новых знаний как среди широкого круга пользователей, так и в академическом сообществе. В базу Scopus Elsevier (более 35 тыс. журналов по всем наукам) включены 3 казахстанских журнала:

  1. «Евразийский химико-технологический журнал» Казахского национального университета имени аль-Фараби,
  2. «Евразийский математический журнал» (Eurasian Mathematical Journal) Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева
  3. «Известия Национальной академии наук РК по геологии».

Но в этом списке нет ни одного экономического журнала из Казахстана. Между тем, в базе Scopus Elsevier присутствуют экономические журналы 4-х стран бывшего СССР:

  • Украина – 6 журналов,
  • Россия – 4,
  • Литва – 3,
  • Эстония – 1.

Все отмеченные 14 журналов выпускаются на английском языке.

Помимо отсутствия экономического журнала в мировых рейтинговых базах, у нас нет ни одной публикации в научном экономическом журнале, входящем в первую сотню журналов по наивысшему импакт-фактору (согласно данным сайта Research Gate, наиболее цитируемая работа с участием казахстанских авторов по экономике написана иностранцем (The Migration Response to Economic Shock: Lessons from Kazakhstan // Journal of Comparative Economics 33(1):107-132, March 2005, Charles M.Becker, Erbolat N. Musabek, Ai-Gul S. Seitenova, Dina S. Urzhumova)).

Слабые стороны ученых Казахстана

По нашему мнению, подобная ситуация является следствием следующих проблем:

  1. слабое знание английского языка учеными-экономистами Казахстана;
  2. публикации для «галочки»;
  3. недостаточное финансирование экономических исследований и их нацеленность на решение краткосрочных проблем, что приводит к снижению мотивации на качественные исследования;
  4. слабое владение учеными-экономистами современными инструментами количественного анализа, в том числе эконометрики, в силу отставания образовательных программ экономистов от требований времени.

С 2011 года в Казахстане действуют новые правила присуждения ученых степеней, согласно которым ученый не может стать доктором философии (PhD) без публикаций в журналах, внесенных в базу Scopus или Web of Science. Причем для получения докторской степени авторы обязаны размещать статьи в журналах с импакт-фактором. Однако, несмотря на такое требование, в 2014 году только 31% статей казахстанских авторов приходился на публикации в фейковых журналах, размещающих статьи авторов на платной основе.

В силу этого Казахстан входил в первую десятку стран с высокой долей публикаций в поддельных хищных журналах, что отрицательно сказывается на имидже казахстанской науки.

Молодые исследователи должны всегда помнить простую истину, что за деньги в престижном журнале разместить статью невозможно.

Наши упущения и чужие победы

Современная экономическая наука достаточно математизирована, поскольку требует широкого использования математического аппарата и информационных технологий. Поэтому сегодняшний экономист должен иметь хорошие знания математического анализа, линейной алгебры, исследованию операций и теории случайных процессов, а экономист-практик обязан иметь знание по эконометрике. Современные инструменты количественного анализа, в том числе эконометрика панельных исследований, в последние годы получили бурное развитие в мире. Поэтому передовые ВУЗы стран мира уделяют большое внимание подготовке экономистов со знанием всех современных инструментов количественного анализа. Но только в казахстанских ВУЗах в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры экономических факультетов по-прежнему не уделяется должного внимания освоению современных количественных методов исследования. В силу этого экономисты-математики стали невостребованными.

Между тем, даже в соседних с нами странах сделано много для обеспечения развития экономической науки в соответствии с требованиями времени. В этом плане является поучительным опыт России. В данное время там появилось несколько экономических университетов мирового уровня, таких как Российская экономическая школа (РЭШ) и Высшая школа экономики (ВШЭ). ВШЭ изначально задумывалась как think tank для чиновников и должна была содействовать реформам в России, готовить экономистов, аналитиков, преподавателей, способных работать в новых условиях. Поэтому с первых дней учебная и научная деятельность ВШЭ целиком была ориентирована на мировые стандарты экономического образования. Для достижения поставленных целей широко стали привлекаться ученые мирового уровня из западных стран с высокими показателями индекса Хирша. Благодаря такой тактике ВШЭ удалось добиться того, что 2 журнала попали в список базы Web of Science и 6 журналов в Scopus (это не полностью экономические журналы). За 2009-2015 годы только сотрудники ВШЭ опубликовали 2490 статей в журналах, индексируемых Scopus, что, безусловно, является огромным достижением ученых-экономистов России. В 2011 году ВШЭ создало в Санкт-Петербурге Лабораторию теории рынков и пространственной экономики, которую поручили возглавить профессору Жаку-Франсуа Тиссу (Бельгия) – известному экономисту с индексом Хирша 40 (самый максимальный индекс у казахстанцев – 6). За 4 года работы он обеспечил публикацию более 30 статей российских ученых в экономических журналах первой сотни Scopus.

Нужно действовать

Сложившаяся ситуация в стране с неудовлетворительным развитием экономической науки требует серьезного переосмысления и принятия системных мер для исправления положения дел. Для улучшения ситуации, на наш взгляд, следует предпринять следующие шаги:

  • необходимо выбрать передовое образовательное или исследовательское учреждение с хорошим потенциалом и создать на его базе «Центр исследования современных проблем экономики и эконометрического моделирования» с отбором необходимого персонала (эконометристы, математики, экономисты и др.). Обеспечить его долговременным финансированием за счет средств республиканского бюджета.
  • привлечь в этот центр 2-3 действующих ученых мирового уровня с высоким индексом Хирша путем выделения целевого гранта на оплату услуг приглашенных специалистов.
  • организовать 2-3 конференции по проблемам экономики, эконометрики, макроэкономического прогнозирования так, чтобы ученые с высоким индексом Хирша смогли принять участие в них, это позволило бы наладить контакты с известными учеными.
  • организовать издание хотя бы одного экономического журнала на английском, казахском и русском языках в стране по аналогии высокорейтинговых журналов общими усилиями казахстанских и приглашенных ученых, чтобы в будущем он мог попасть в список рейтинговых журналов мира.

Создание такого центра и издание хотя бы одного современного журнала по проблемам экономики в кратчайшие сроки позволит повысить конкурентоспособность отечественной экономической науки и обеспечить значительный рост качества научных публикаций казахстанских ученых.

Жаныбек Айгазин, директор Центра исследований прикладной экономики