Сметная прибыль размер назначение порядок определения. Cметная прибыль в строительстве. Начисление сметной прибыли при разработке документации

Агробизнес

В практике любого предприятия, будь то газетный концерн или частная строительная компания, существует такое понятие, как сметная прибыль. Оно является крайне важным при расчете доходов и расходов юридического лица.

Сметная прибыль - доход предприятия за вычетом себестоимости работ, предназначенный для покрытия расходов на развитие организации, оплаты труда ее сотрудников и улучшения ее социальной сферы. Ее размеры либо рассчитываются при заключении каждого нового договора, либо оговариваются между заказчиком и предприятием заранее. Второй случай, как правило, используется тогда, когда нормативная общеотраслевая сметная прибыль не может покрыть все описанные выше расходы на развитие компании и материальную стимуляцию сотрудников.

Сметная прибыль не рассчитана на покрытие накладных (непрямых или непредвиденных) расходов предприятия. Они, как правило, рассчитываются отдельно. Затем эти расходы включаются в смету и оплачиваются наравне с любыми другими необходимыми затратами.

Сметная прибыль рассчитывается в процентах в пределах нормы, принятой законодательством. За основу для подсчета берется рабочих, которая согласно нормативам должна составлять не менее 65% от сметной прибыли. Также следует учитывать среднюю стоимость работ и норму самого предприятия.

На крупных предприятиях (например, в строительных компаниях) для урегулирования деловых отношений между заказчиком и компанией-строителем составляется специальный пакет документов.

Это полный комплект необходимых бумаг с данными по проекту, всем его деталям, по планируемым затратам и ожидаемой прибыли. В ней указываются расценки на все виды работ, производимые предприятием, а также подробное описание проведения этих самых работ с графическими чертежами и схемами.

Нормативная сметная прибыль во многих отраслях еще недостаточно хорошо проработана российским законодательством. Поэтому во всех спорных случаях предприятия отходят от принятых стандартов и назначают договорную стоимость своих работ. Например, на крупных стройках, где работает множество людей, заработная плата на одного рабочего оказывается ниже средней, поэтому строительная компания имеет право повысить сметную прибыль для обеспечения своей дальнейшей деятельности.

Итак, сметная прибыль, или, как ее иногда называют, "чистая прибыль", представляет собой доход предприятия с какого-либо проекта, средства которого направляются на улучшение дальнейшей его работы. Размер ее определяется в зависимости от государственных, региональных и местных стандартов (норм, установленных внутри фирмы, средней заработной платы и так далее). Значение сметной прибыли не приходится объяснять. Ведь если бы не она, предприятия потеряли бы возможность развиваться, рабочие лишились бы зарплаты, и вся индустрия пришла бы в упадок. Поэтому крайне важно правильно рассчитать сметную прибыль для поддержания оптимального баланса в компании, ее развития, отношений между ней и заказчиком.

Сметная прибыль (СП)в составе сметной стоимостистроительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников. Сметная прибыль является нормативной частьюстоимостистроительной продукции и не относится на себестоимость работ.

СП это средства предназначенные для покрытия расходов подрядчика на развитие производстава и материальное стимулирование работников.

Размер сметной прибыли определяется от фонда оплаты труда (ФОТ) рабочих на основе:

общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ, применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;

нормативов по видам строительных и монтажных работ, применяемых при составлении локальных сметных расчетов (смет);

индивидуальной нормы для конкретной подрядной организации (за исключением строек, финансируемых за счет средств федерального бюджета).

Для определения норм сметной прибыли в локальных сметах используются документы, определяющие величины сметной прибыли в строительстве.

В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на: - отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч., налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов; - расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основныхфондов); - материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе); - организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) и используется для выполнения общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере. Общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов). Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ Процентная ставка к ФОТ по видам работ назначаются федеральными и территориальными центрами по ценообразованию в строительстве и учитываются в государственных элементных сметных нормахи сметных нормативных базахФЕР,ТЕР,ТСНи так далее.

В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усредненных нормативах и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов не покрывает расходы подрядной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников по согласованию с заказчиком-застройщиком рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибыли (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).

Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли

1. Затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации, в т.ч. на: благотворительные взносы; добровольные пожертвования в избирательные фонды; премирование работников непроизводственной сферы;- компенсацию стоимости питания в столовых и буфетах;- оплату проездов в транспорте общего пользования;- оплату командировочных расходов сверх установленных норм; страхование персонала строительных организаций (кроме обязательного социального страхования и обеспечения медицинского страхования);- покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, затраты, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг; - - погашение кредитов коммерческих банков и выплату процентов по ним, а также по отсроченным и просроченным ссудам (сверх сумм по учетной ставке Центрального банка России); частичное погашение банковского кредита работникам на жилищное строительство, на обзаведение домашним хозяйством;- платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ; 2. Затраты, связанные с пополнением оборотных средств.

3. Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации: содержание находящихся на балансе строительно-монтажных организаций объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, жилищного фонда- строительство жилых и других объектов непроизводственного назначения;- техническое перевооружение, реконструкция, расширение и строительство новых объектов производственного назначения.

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия отдельных (общих) расходов подрядных организаций для уплаты налогов, на развитие производства и материальное стимулирование работников (рис. 8.2). Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

Сметная прибыль определяется:

– инвесторами (заказчиками - застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвесторских проектов, при подготовке заключаемого договора, в том числе при подрядных торгах (аукционах) и определении договорных цен.

– подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги.

– проектными организациями при разработке сметной документации.

Сметная прибыль определяется согласно Методическим указаниям по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001 и МДС 81-35.2004, п. 4.31, письму ОАО «РЖД» от 27.01.2011 г. № 95/ЦУКС.

В целях достоверного определения сметной стоимости строительства (капитального ремонта) объектов ОАО «РЖД» согласно , с 1 января 2011 г. должны применяться коэффициенты к нормативам сметной прибыли. Следует отметить, что коэффициент 0,8 к сметной прибыли при определении текущей стоимости строительства с использованием индексов пересчета СМР не применяются, так как учтены поправочными коэффициентами.

Рис. 8.2. «Перечень затрат, осуществляемых за счет прибыли».

При составлении локальных сметных расчетов (смет), без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

В качестве базы для исчисления сметной прибыли применяется величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

В настоящее время сметная прибыль может определятся с использованием:

– отраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

– нормативов по видам строительных и монтажных работ;

– индивидуальной нормы, разрабатываемой для конкретной подрядной организации.

При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50 % от величины средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).

Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов.

По согласованию между заказчиком-застройщиком и подрядчиком указанные нормативы сметной прибыли могут применяться на стадии разработки рабочей документации за выполненные работы.

При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.

В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усредненных нормативах и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов, не покрывает расходы подрядной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников по согласованию с заказчиком-застройщиком, рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибыли (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).

При расчете индивидуальных нормативов используются действующие законодательные и нормативные документы, регламентирующие величину нормируемых статей, а также данные государственной статистический отчетности и бухгалтерского учета.

Расчет индивидуальной нормы сметной прибыли осуществляется по формуле

где Н и - норма индивидуальной прибыли, %;

П и - размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов в составе прямых затрат), тыс. руб.

Порядок начисления норматива сметной прибыли в сметной документации зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования.

При применении базисно-индексного метода величина сметной прибыли (СП) определяется по формулам

где З с и З м - суммарная величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов в составе сметных прямых затрат в ценах базисного уровня, тыс. руб.;

И от - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню оплаты труда основной заработной платы рабочих в ценах базисного уровня;

З с i , З м i - суммарные по i -му виду работ сметные величины оплаты труда рабочих-строителей в ценах базисного уровня, тыс. руб.;

Н о - общеотраслевой норматив сметной прибыли (установлен к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в составе прямых затрат);

Н пр i - норма сметной прибыли по i -му виду строительных и монтажных работ, %;

n - общее количество видов работ по локальной смете.

При применении ресурсного метода определения сметной стоимости строительства величина сметной прибыли может быть определена по формулам

При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам подряда, величину сметной прибыли рекомендуется выявлять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком.

Предыдущая

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

Сметная прибыль определяется с использованием:

Общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

Нормативов по видам строительных и монтажных работ;

Индивидуальной нормы, разрабатываемой для конкретной подрядной организации, в тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усредненных нормативах прибыли. Индивидуальные нормы сметной прибыли не разрабатываются и не применяются для строек, финансируемых из федерального бюджета.

Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщиком) и подрядной организацией на равноправной основе. 1

В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

Отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в том числе: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

Расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

Материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

Организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям 2 .

При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами), величину сметной прибыли независимо от используемой системы, налогообложения рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальных норм, согласованных с заказчиком путём калькулирования по статьям затрат, принимая для расчёта только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ.

Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентом 0,9.

При составлении локальных сметных расчётов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчёта (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчёту (смете). 3

При определении стоимости строительства и капитального ремонта зданий и сооружений с использованием сметно-нормативной базы 2001 года величина сметной прибыли рассчитывается от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов на основе Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) с привязкой нормативов сметной прибыли по видам работ, приведенных в приложениях 1 и 2 к письму Росстроя от 18.11.2004 года № ДП-5536/06 (в ред. письма Росстроя от 08.02.2008 №ВБ-338/02, с изм., внесенными письмами Минрегиона РФ от 17.03.2011 № 6056-ИП/08, от 06.12.2010 № 41099-кк/08 (с изм. от 29.04.2011)).

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве

Государственный комитет российской федерации
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
(Госстрой России)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ВЕЛИЧИНЫ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МДС 81-25.2001

Москва 2001

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81- 25.2001) /Госстрой России/ Москва 2001г. - 15 стр.

Настоящие Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель - И.И. Дмитренко, ответственный исполнитель - Г.П. Шпунт), Государственной академией профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Министерства образования Российской Федерации (Г.М. Хайкин, И.Г. Цирунян) и ГП Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве «Кубаньстройцена» (И.А. Крупенина).

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (Редакционная комиссия: В.А. Степанов - руководитель, Г.А. Шанин, Т.Л. Грищенкова, В.В. Сафонов, А.В. Белов.) и на заседании Межведомственной комиссии (рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.03.2001 г. постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15.

ВЗАМЕН Методических рекомендаций по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12) и раздела 3 Методических указаний по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99).

Настоящий нормативно-методический документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстроя России.

© Госстрой России

ВВЕДЕНИЕ

«Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001» (в дальнейшем Методические указания) определяют принципы и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.

Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждены Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № БЕ-11-260/7), Методических рекомендациях по разработке ценовой политики предприятия (приказ Министерства экономики Российской Федерации № 118 от 1 октября 1997 г.), а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, согласно приложению 1.

Методические указания согласованы с Минфином России (письмо от 30.01.01. № 06-10-24/31) и Минэкономразвития России (письмо от 15.12.2000. № ША 681/05).

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.

Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.

В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.

Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:

117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей 8, корп.2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические указания предназначены для определения сметной прибыли:

Инвесторами (заказчиками - застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;

Подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги;

Проектными организациями при разработке сметной документации.

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

1.2. В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

Отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч.: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

Расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

Материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

Организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

1.3. Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли, приведены в приложении 2.

1.4. В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в «Методических указаниях по определению стоимости строительства на территории Российской Федерации МДС 81-1.99», приложение 4.

1.5. Сметная прибыль определяется с использованием:

Общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

Нормативов по видам строительных и монтажных работ;

Индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком - застройщиком) и подрядчиком на равноправной основе.

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

2.1. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) и используется для выполнения общеэкономических расчётов в инвестиционной сфере.

2.2. Общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).

2.3. Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов.

По согласованию между заказчиком-застройщиком и подрядчиком указанные нормативы сметной прибыли могут применяться на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы.

2.4. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчётах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.

Указанные нормативы приведены в приложении 3.

2.5. В связи с выходом новых законодательных и нормативных актов Госстрой России осуществляет периодическую корректировку общеотраслевых нормативов сметной прибыли и нормативов по видам строительных и монтажных работ.

2.6. В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усреднённых нормативах и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов не покрывает расходы подрядной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников по согласованию с заказчиком-застройщиком, рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибыли (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).

2.7. Внесение изменений и дополнений в утвержденные Госстроем России нормативы не допускается.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО НОРМАТИВА СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

3.1. При расчёте индивидуальных нормативов используются действующие законодательные и нормативные документы, регламентирующие величину нормируемых статей, а также данные государственной статистической отчётности и бухгалтерского учёта.

Индивидуальные нормативы сметной прибыли определяются на основе расчётов подрядных организаций, осуществляемых путём калькулирования по статьям затрат, приведенным в п. 1.2.

3.2. При определении размера средств по статье «Модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов» следует выполнить анализ показателей, характеризующих имущественное положение подрядных организаций (доля основных средств в активах, доля активной части основных средств) и фактического состояния основных производственных фондов (обновление и выбытие, коэффициент износа, наличие собственных оборотных средств и т.п.).

Размер средств по указанной статье определяется расчётом на основе данных бизнес-плана инвестиционного развития организации и бухгалтерского учёта расходов подрядной организации на эти цели в предшествующий период.

3.3. Размер средств, связанных с материальным стимулированием работников, следует определять на основе данных подрядных организаций за предшествующий период, получивших отражение в приложении к бухгалтерскому балансу.

В приложении отражаются денежные выплаты и поощрения, не связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в т.ч.:

Расходы на отдельные виды вознаграждений помимо предусматриваемых в трудовых договорах (контрактах);

Материальная помощь (в т. ч. безвозмездная) работникам для участия в системе ипотечного кредитования или на частичное погашение кредита, предоставленного на индивидуальное жилищное строительство и иные социальные потребности;

Выплата разницы стоимости при реализации по льготным ценам (ниже рыночных) товаров (работ и услуг) работникам организации;

Оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещение культурно-зрелищ-ных или физкультурных (спортивных) мероприятий, а также других аналогичных выплат.

В указанные выплаты и денежные поощрения включаются начисления единого социального налога в соответствии с действующим законодательством, от суммы планируемых средств на оказание материальной помощи рабочим и служащим и др.

3.4. На затраты, определённые в соответствии с п.п. 3.2., 3.3., начисляются налоги в соответствии с действующим законодательством.

3.5. Налог на прибыль определяется в соответствии с расчётными показателями по каждой статье, включаемой в расчет планируемой сметной прибыли.

3.6. Расчет налога на имущество выполняется на основе данных об основных фондах используемых при выполнении строительно-монтажных работ, а также планируемых средств на их приобретение и модернизацию.

3.7. Расчет индивидуальной нормы сметной прибыли осуществляется по формуле:

(1)

где: Н и - норма индивидуальной прибыли, в процентах;

П п - размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов в составе прямых затрат), тыс. руб.

4. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

4.1. При составлении локальных сметных расчётов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

4.2. Порядок начисления норматива сметной прибыли в сметной документации зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования.

4.3. При определении сметной стоимости строительной продукции в текущем уровне цен, величина сметной прибыли может быть определена по формулам:

на стадии «проект»:

где: П - величина сметной прибыли, тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), тыс. руб.;

Н з - общеотраслевой норматив сметной прибыли, установленный к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;

Н cni - норма сметной прибыли по i-му виду строительных и монтажных работ, приведенная в приложении 3, в процентах;

n

4.4. При применении базисно - индексного метода, величина сметной прибыли определятся по формулам:

на стадии «проект»:

где: З б - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), составленного с использованием сметных норм и цен базисного уровня, тыс. руб.;

З ci и З mi - суммарные по i-му виду работ сметные величины оплаты труда (основной заработной платы) рабочих-строителей и механизаторов, тыс. руб.;

И от - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню оплаты труда (основной сметной заработной платы рабочих), учтенной сметными нормами и ценами базисного уровня;

n - общее количество видов работ по данному объекту.

4.5. При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину сметной прибыли рекомендуется определять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

5.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов сметной прибыли осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (далее - Управление ценообразования).

5.2. Разработка общеотраслевых нормативов, а также норм по видам строительных и монтажных работ производится организациями - разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.

Разработанные проекты нормативов сметной прибыли рассматриваются Межведомственной комиссией (рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

5.3. Разработка индивидуальных норм для отдельных подрядных организаций осуществляется непосредственно подрядными организациям или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), проектными и другими организациями на основе заключенных договоров на выполнение указанных работ. Разработанные проекты индивидуальных норм сметной прибыли передаются подрядчиком заказчику-застройщику для рассмотрения и проведения экспертизы. На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм сметной прибыли и передают для согласования заказчику-застройщику.

5.4. В случае экономической целесообразности, что должно быть подтверждено проектом организации строительства (ПОС), допускается включение затрат, связанных с инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием производственной базы (приложение 2, п.3) в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства и договорные цены на основании расчета, согласованного с заказчиком-застройщиком.

Приложение 1

Перечень законодательных и нормативных документов, использованных при подготовке
«Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве»

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-Ф З (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134).

2. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ <О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации> (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3825; 1999, № 28, ст. 3488; 2000, № 32, ст. 3341).

3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ <О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах> (собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3341).

4. Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1759-1 <О дорожных фондах в Российской Федерации> (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 44, ст. 1426; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 37, ст. 102; собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 29, ст. 3010; 1995, № 26, ст. 2402; № 35, ст. 3503; 1996, № 1, ст. 4; 1997, № 22, ст. 2545; 1998, № 13, ст. 1473; № 26, ст. 3013; 1999, № 1, ст. 1; № 7, ст. 879; № 16, ст. 1930; № 18, ст.2221).

5. Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 <О налоге на имущество предприятий> (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 12, ст. 599; № 34, ст. 1976; 1993, № 4, с т. 118; № 25, ст. 905; собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 18, ст. 1590).

6. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 <Об основах налоговой системы в Российской Федерации> п. 2 статьи 18 и статьи 19,20,21 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 52; № 34, ст. 1976; 1993, № 4, ст. 118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3593; 1998, № 31, ст. 3816, 3828; № 43, ст. 5213; 1999, № 1, ст. 1; № 7, ст. 879; № 25, ст. 3041; № 28, ст. 3475; 2000, № 32, ст. 3341).

7. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 <О налоге на прибыль предприятий и организаций> (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 525; № 34, ст. 1976; № 4, ст. 118; <Российская газета>, 1993, 3 ноября, № 205; собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 27, ст. 2823; № 29, ст. 3010; № 32, ст. 3304; 1995 , № 18, ст. 1592; № 26, ст. 2402, 2403; № 49, ст. 4695; 1996, № 1, ст. 4, 20; № 51, с т. 5682; 1997, № 3, ст. 357; 998, № 47, ст. 5702; 1999, № 2, ст.237; № 10, ст. 1162; № 14, ст. 1660; 2000, № 32, ст. 3341).

8. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ <О минимальном размере оплаты труда > (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 <Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли> (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 9, ст. 602; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2587; № 28, ст. 2686; № 48, ст. 4683; 1996, № 43, ст. 4924; № 49, ст. 5557; 1998, № 2, ст. 260; № 22, ст. 2469; № 37, ст. 4624; 1999, № 29, ст. 3757; 2000, № 23, ст. 2431).

11. Инструкция МНС России от 15 июня 2000 г. № 62 < О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций>.

12. Письмо Госналогслужбы России от 2 апреля 1996 г. № 07-3-08/112 <О налоге на прибыль приватизированных предприятий и организаций>.

13. Письмо Госналогслужбы России от 6 января 1997 г. № 02-4-07/1 <О налоге на прибыль предприятий и организаций>.

14. Письмо Департамента налоговых реформ Минфина России от 24 июня 1997 г. № 04-02-1 4 <О перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции при формировании затрат на прибыль>.

15. Письмо Госналогслужбы России от 27 октября 1998 г. № ШС-6-02/768 <Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли> (с изменениями от 12 июля 1999 г.).

16. Письмо МНС России от 17 января 2000 г. № 02-1-16/2 <О налогообложении прибыли, полученной участником совместной деятельности>.

17. Письмо департамента налоговой политики Минфина России от 14 февраля 2000 г. № 04 -02-05/2 <О налогообложении курсовых и суммовых разниц>.

18. Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организации" ПБУ 1/98>

19. Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" ПБУ 4/99>.

20. Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н <Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской федерации>

21. Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н <О формах бухгалтерской отчётности организаций>.

22. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Доходы организации" ПБУ 9/99> (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

23. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Расходы организации" ПБУ 10/99> (с изменениями и дополнениями о т 30 декабря 1999 г.).

24. Приказ Минфина России от 15 июня 1998 г. № 25н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт материально-производственных запасов" ПБУ 5/98> (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

25. Приказ Минфина России от 3 сентября 1997 г. № 65н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" ПБУ 6/97> (с изменениями и дополнениями от 24 марта 2000 г.).

26. Приказ Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000>.

27. Инструкция Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 <О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий> (с изменениями и дополнениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г.).

28. Приказ МНС России от 15.11.2000 №БГ-3-04/389 <О внесении изменений в инструкцию Госналогслужбы России от 08,06.95 №33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий>.

29. Инструкция МНС России от 4 апреля 2000 г. № 59 <О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды>.

30. Приказ МНС России от 20 октября 2000 г. №БГ-3-03/361 <О внесении изменений в Инструкцию МНС России от 04.04.2000 №59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, по ступающих в дорожные фонды>.

31. Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992, №10, ст. 726; 1995, №3, ст. 190).

32. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные Минприродой России от 27 ноября 1992 (с изменением и дополнением от 18 августа 1993 г.).

33. Письмо Минфина России от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12 и Минприроды России от 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 <Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды> (с изменениями и дополнениями от 23 мая 1995 г., 11 августа 1997 г.).

34. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г. № 22 <О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охра не окружающей природной среды" (вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994, №3; 2000, №6).

Приложение 2

Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли

1. Затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации,

Благотворительные взносы;

Развитие социальной и коммунально-бытовой сферы;

Добровольные пожертвования в избирательные фонды;

Премирование работников непроизводственной сферы;

Оплату дополнительных (сверх установленной продолжительности) отпусков;

Выделение единовременных пособий работникам, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям;

Компенсацию стоимости питания в столовых и буфетах;

Оплату проездов в транспорте общего пользования;

Возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, за подвижной и разъездной характер их деятельности, за производство работ вахтовым методом;

Оплату подписки на газеты и журналы;

Оплату командировочных расходов сверх установленных норм;

Страхование персонала строительных организаций (кроме обязательного социального страхования и обеспечения медицинского страхования);

На создание совместных предприятий;

Покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, затраты, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг;

Погашение кредитов коммерческих банков и выплату процентов по ним, а также по отсроченным и просроченным ссудам (сверх сумм по учётной ставке Центрального банка России);

Частичное погашение банковского кредита работникам на жилищное строительство, на обзаведение домашним хозяйством;

Платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ;

Другие расходы, производимые за счёт собственных средств организации.

2. Затраты, связанные с пополнением оборотных средств

Порядок пополнения указанных средств предусматривается при заключении договоров подряда, включая авансирование работ или получение банковского кредита на приобретение материалов, изделий и конструкций.

3. Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации

К ним относятся:

Строительство жилых и других объектов непроизводственного назначения;

Техническое перевооружение, реконструкция, расширение и строительство новых объектов производственного назначения.

Приложение 3

Нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ

№ пп.

Виды строительных и монтажных работ

В процентах от фонда оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов)

Земляные работы, выполняемые:
- механизированным способом
- с применением средств гидромеханизации
- культуртехнические работы

50
50
52

Горновскрышные работы
Буровзрывные работы
Скважины на воду
Свайные работы
Закрепление грунтов. Опускные колодцы
Бетонные и железобетонные монолитные конструкции в строительстве:
- промышленном
- жилищно-гражданском
Бетонные и железобетонные сборные конструкции в строительстве:
- промышленном
- жилищно-гражданском (без КПД)
- крупнопанельное домостроение

85
90
108

Конструкции из кирпича и блоков в зданиях:
- промышленных
- жилищно-гражданских
- сельскохозяйственных

65
85
65

Металлические конструкции
Деревянные конструкции
Полы
Кровли
Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии
Конструкции в сельском хозяйстве:
- металлические
- железобетонные
- каркаснообшивные
- строительство теплиц

85
70
62
75

Отделочные работы
Сантехнические работы - внутренние (трубопроводы, водопровод. канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)
Электроосвещение зданий
Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопровода
Магистральные трубопроводы газонефтепродуктов
Теплоизоляционные работы
Автомобильные дороги
Железные дороги
Тоннели и метрополитены
Мосты и трубы
Аэродромы
Трамвайные пути
Линии электропередач
Сооружения связи, радиовещания и телевидения:
- прокладка и монтаж сетей связи
- монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования
- прокладка и монтаж междугородних линий связи

65
65
70

Горнопроходческие (подземные горно-капитальные) работы:
- в угольной промышленности
- в других отраслях
Земляные конструкции гидротехнических сооружений
Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений
Каменные конструкции гидротехнических сооружений
Металлические конструкции гидротехнических сооружений
Деревянные конструкции гидротехнических сооружений
Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях
Берегоукрепительные работы
Судовозные пути стапелей и слипов
Подводно-строительные (водолазные) работы
Промышленные печи и трубы
Озеленение. Защитные лесонасаждения. Многолетние плодовые насаждения
Скважины на нефть (включая морские условия)
Скважины на газ (включая морские условия)
Монтаж оборудования
Монтаж оборудования на атомных электростанциях
Электромонтажные работы:
- на атомных электростанциях
- на других объектах
Устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах
Устройство средств посадки самолётов и систем управления воздушным движением на аэродромах
Пусконаладочные работы